Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные концепции политической элиты и российская практика. лирования своего насилия
лирования своего насилия. Луман метко называет этот процесс «модализацией коммуникативных интеракций» [Там же, с. 42]. Для того чтобы репрессивные ресурсы власти могли быть осуществлены, в государстве создаются контрольные и карательные институты, которые следят за соблюдением установленных норм и в случае необходимости переходят к репрессивным действиям: изолируют провинившегося от общества, лишают его статуса и любого капитала, подвергают остракизму, запрещают деятельность и т. д. Экскорпорация из элиты также является репрессивным ресурсом, которым мо- нопольно владеет государство. Властные ресурсы также связаны с функцией, которую призван исполнять тот или иной государственный служащий. В этом ракурсе ресурсы могут быть экономическими (право собирать налоги и контролировать хозяйственную де- ятельность), военными (право наводить порядок силой), информационными (пра- во на пропаганду и формирование общественного мнения) и т. д. Но особую роль играет ресурс, который возникает благодаря контролю над управленчески- ми сетями. Эту возможность организовывать любой процесс можно назвать ад- министративным ресурсом. Административный ресурс, в отличие от других ре- сурсов власти, представляет собой само право мобилизации любых других ресур- сов и поэтому является самым дефицитным в обществе. Административным ресурсом обладает любая организация, но административный ресурс сильного государства носит абсолютный характер, т. к. его мобилизационная способность несопоставима с возможностями всех других организаций. Использование ресурсов власти образует кумулятивное неравенство (тер- мин Р. Даля [Dahl 1963, р. 34]), т. е. асимметричную ситуацию, при которой конт- роль над одним из ресурсов общества ведет к контролю над другими видами социальных ресурсов, таких, как богатство, военная мощь, информационная ком- петентность и т. п. На этом и зиждется могущество политического класса — он имеет власть, что позволяет ему мобилизовать любые силы, капиталы, инфор- мационные потоки. За эту способность привлекать все ресурсы государства в тоталитарном обществе О. Шкаратан назвал советский политический класс этакратией [Радаев, Шкаратан 1996]. М. Ротбард определяет собственность как «исключительный контроль над ресурсами» [Ротбард 2003, с. 280]. В этом смысле политический класс владеет государством, поскольку распоряжается им и его ресурсами. Для оправдания такого положения этакратии нужна государственная идеология, которая долж- на быть внедрена в общественное сознание. Создание идеологем также являет- ся функцией и ресурсом власти. Разработка мифов (как государственно утверж- денных идеологем, созданных для поддержания государственной стабильнос- ти) становится необходимой формой деятельности государства, т. к. для обеспе- чения управляемости обществом необходимо легитимировать существующее политическое и экономическое неравенство и гарантировать сохранение суще- ствующей системы распределения власти, привилегий и собственности. Необ- ходимо постоянно объяснять людям, далеким от политики, что это делается во благо общества. Идеологи — важная часть политического класса — становятся особенно востребованными в тоталитарном государстве, особенно в период его становления.
|