Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные концепции политической элиты и российская практика. лирования своего насилия






лирования своего насилия. Луман метко называет этот процесс «модализацией

коммуникативных интеракций» [Там же, с. 42].

Для того чтобы репрессивные ресурсы власти могли быть осуществлены, в

государстве создаются контрольные и карательные институты, которые следят

за соблюдением установленных норм и в случае необходимости переходят к

репрессивным действиям: изолируют провинившегося от общества, лишают его

статуса и любого капитала, подвергают остракизму, запрещают деятельность и т. д.

Экскорпорация из элиты также является репрессивным ресурсом, которым мо-

нопольно владеет государство.

Властные ресурсы также связаны с функцией, которую призван исполнять

тот или иной государственный служащий. В этом ракурсе ресурсы могут быть

экономическими (право собирать налоги и контролировать хозяйственную де-

ятельность), военными (право наводить порядок силой), информационными (пра-

во на пропаганду и формирование общественного мнения) и т. д. Но особую

роль играет ресурс, который возникает благодаря контролю над управленчески-

ми сетями. Эту возможность организовывать любой процесс можно назвать ад-

министративным ресурсом. Административный ресурс, в отличие от других ре-

сурсов власти, представляет собой само право мобилизации любых других ресур-

сов и поэтому является самым дефицитным в обществе. Административным

ресурсом обладает любая организация, но административный ресурс сильного

государства носит абсолютный характер, т. к. его мобилизационная способность

несопоставима с возможностями всех других организаций.

Использование ресурсов власти образует кумулятивное неравенство (тер-

мин Р. Даля [Dahl 1963, р. 34]), т. е. асимметричную ситуацию, при которой конт-

роль над одним из ресурсов общества ведет к контролю над другими видами

социальных ресурсов, таких, как богатство, военная мощь, информационная ком-

петентность и т. п. На этом и зиждется могущество политического класса — он

имеет власть, что позволяет ему мобилизовать любые силы, капиталы, инфор-

мационные потоки. За эту способность привлекать все ресурсы государства в

тоталитарном обществе О. Шкаратан назвал советский политический класс

этакратией [Радаев, Шкаратан 1996].

М. Ротбард определяет собственность как «исключительный контроль над

ресурсами» [Ротбард 2003, с. 280]. В этом смысле политический класс владеет

государством, поскольку распоряжается им и его ресурсами. Для оправдания

такого положения этакратии нужна государственная идеология, которая долж-

на быть внедрена в общественное сознание. Создание идеологем также являет-

ся функцией и ресурсом власти. Разработка мифов (как государственно утверж-

денных идеологем, созданных для поддержания государственной стабильнос-

ти) становится необходимой формой деятельности государства, т. к. для обеспе-

чения управляемости обществом необходимо легитимировать существующее

политическое и экономическое неравенство и гарантировать сохранение суще-

ствующей системы распределения власти, привилегий и собственности. Необ-

ходимо постоянно объяснять людям, далеким от политики, что это делается во

благо общества. Идеологи — важная часть политического класса — становятся

особенно востребованными в тоталитарном государстве, особенно в период его

становления.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал