Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О.В. Крыштановская. лентом должности секретаря Совета безопасности РФ, предоставленной ему
лентом должности секретаря Совета безопасности РФ, предоставленной ему Борисом Ельциным в благодарность за снятие своей кандидатуры. А 8 % голосов сторонников Г. Явлинского в той же избирательной кампании были оценены дешевле, чем пост премьер-министра, на который претендовал лидер «Яблока». Как видим, и здесь дефицитным ресурсом для инсайдеров являются политическая поддержка и лояльность. Именно это делает возможным суще- ствование политического рынка: ведь власть имущие обычно владеют многим, а народ — малым. Сделки были бы невозможны, если бы члены политического класса не нуждались в том, чего не может родиться в недрах государственной организации — массовой поддержки. Политики не могут существовать без сто- ронников, также как руководитель не существует без подчиненных. Государ- ственная политика не может осуществляться без поддержки со стороны насе- ления страны, иначе цена такой политики непомерно возрастает. Сила любого члена политического класса измеряется числом его сторонников, доверием, ко- торое к нему испытывают вверенные в его управление люди. А существование института выборов делает такую поддержку жизненно необходимой не только для инкорпорации, но и для сохранения статуса. Можно сказать, что на аутсайдерском политическом рынке основными об- мениваемыми товарами являются привилегии, которыми инсайдеры могут на- градить аутсайдеров, и лояльность, преданность, послушание и доверие, которы- ми аутсайдеры могут расплатиться. Конечно, существуют и сделки с участием экономического капитала в виде денег, материальных благ и услуг, которыми обмениваются стороны торгов. Например, аутсайдеры ждут от инсайдеров бюд- жетных ассигнований в социальную сферу, а инсайдеры от аутсайдеров — упла- ты налогов или спонсорства социальных проектов. Возможны и другие типы обменов с предоставлением административного ресурса для обеспечения безо- пасности, сохранения стабильности, порядка и т. д. Но все же самым дефицитным ресурсом для политического класса является преданность сторонников, что и делает возможным и взаимовыгодным отношения между властью и народом. Политическая система государства устроена таким образом, что капитал в ней накапливается неравномерно. Есть точки концентрации капитала, которые располагаются в местах, являющихся источником наградных или репрессивных решений власти. Чиновники, контролирующие (имеющие право решающей под- писи) выдачу всякого рода разрешений или запускающие механизм репрес- сивных действий, располагают большим политическим капиталом, чем те, кото- рые занимают должности, не связанные с внешними контактами. В дальнейшем мы будем называть этих чиновников вето-группами. В то же время и в аутсайдерской среде не все акторы активно контактиру- ют с государством. Здесь существуют приграничные зоны, в которых группы находятся в постоянных контактах с политическим классом: это политические партии, крупный бизнес и его лоббисты, правительственные эксперты и т. д. А основная масса населения коммуницирует с политическим классом только на выборах, становясь электоратом. Большинство сделок аутсайдерского рынка рождается именно на этом протополитическом пространстве. Вспомним, что М. Вебер выделял три группы людей по степени их политического участия: поли- тики «по случаю», политики «по совместительству», «профессиональные поли- тики» [Вебер 1994, с. 72]. В нашей концепции первые две веберовские группы и
|