Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О.В. Крыштановская. лишь ее аспектом, применимым исключительно в случае неповиновения
лишь ее аспектом, применимым исключительно в случае неповиновения. Н. Лу- ман полагал, что власть, как ограничение пространства выбора, необходима в любом обществе. Она, по выражению Ж. Баландье, есть «средство борьбы с энт- ропией», которая угрожает беспорядком обществу [Баландье 2001, с. 43]. В такой трактовке власть тождественна политической власти, а система, порождающая властные отношения, суть не что иное, как государство. Как писал М. Ротбард, политическая власть есть прерогатива государства [Ротбард 2003, с. 343]. Субъект властных отношений имеет ресурсы, а тот, кто вынужден подчи- няться из-за их отсутствия, является объектом власти. Если у субъектов, вступа- ющих во взаимодействие, равные ресурсы, то взаимоотношения между ними будут обменом, а не осуществлением власти. Рассматривая политическое про- странство как специфический рынок, ресурсы власти предстают в нем в виде товара, который оценивается и обменивается. Политические акторы на этом рынке могут увеличить или уменьшить политический капитал, присваивая боль- шие или меньшие ресурсы. Ресурсы власти могут быть стимулирующими, выполняющими функцию на- грады, и репрессивными, угрожающими негативными санкциями в случае нару- шения рекомендованных форм поведения. Луман говорит о позитивных и нега- тивных санкциях власти: «Власть покоится на том, что существуют возможнос- ти, реализации которых стараются избежать. Избежание санкций для функцио- нирования власти необходимо» [Луман 2001, с. 40]. В отличие от репрессивных ресурсов, позитивные санкции власти базируются на ожидании определенных действий со стороны лиц, претендующих на получение награды: воздержание от нелояльных высказываний, поддержка начинаний власти, неразглашение пла- нов элиты и т. д. Эти образцы поведения признаются властью не просто лояль- ными, а конструктивно-лояльными. Они почитаются за доблесть служения го- сударству и приобретают на политическом рынке свою цену. Награда-выдается согласно символической цене доблести — для одних это будет повышение по службе, для других орден или почетное звание, доступ в элитные сообщества, разрешение на привилегированную деятельность или материальное вознаграж- дение. Инкорпорация в элиту также является наградой, которая сопровождается присвоением первоначального политического капитала. Все разновидности на- град являются видами инвестиций, которые элита вкладывает в индивида, груп- пы или организации, повышая их капитализацию на политическом рынке. Негативные ресурсы власти имеют, как правило, характер угрозы и возмож- ности наказания. Сама угроза может осуществляться редко, и ее целью будет не столько наказание как таковое, сколько демонстрация силы и урок для других, обозначающий красную черту, за которую переступать нельзя. Власть не может всегда оформляться лишь как возможность негативных санкций. Для актуали- зации власти время от времени необходимо реализовать санкцию, продемонст- рировав обществу свое могущество. Но осуществление угрозы имеет отрица- тельные последствия: оно разрушает отношения с представителями той группы, к которой санкция была предпринята. Происходит раскол группы: одна ее часть гарантируется от репрессий взамен на отказ от нежелательных образцов пове- дения; другая часть ставится в ситуацию прямой угрозы по прецеденту. Практи- чески всегда власть при этом обращается к правовым процедурам для камуф-
|