Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные концепции политической элиты и российская практика. всегда представляет собой меньшинство населения страны, а второй — боль-
всегда представляет собой меньшинство населения страны, а второй — боль- шинство. Политический класс активен и является субъектом политического процесса. Масса, как правило, пассивна, и ее роль в политике зачастую сводится лишь к участию в выборах. При таком подходе исчезает противоречие между правящим классом и правящей элитой, которое было камнем преткновения при попытках соединить марксистский и элитистский подходы. Правящий класс здесь — не класс собственников, который участвует в формировании власти и правящей элиты. Правящий класс — это и есть политический класс, так как в его руках находится власть. Итак, политическая стратификация, которая является более адекватной для описания организации обществ типа России, дает нам классовую дихотомию, представленную классом политическим (управляющим) и классом не полити- ческим (управляемым). Однако лишь обозначить этот подход — явно недоста- точно для задач дальнейшего анализа. Необходимо определить родовые поня- тия, какими в данном случае являются государство, власть и ее ресурсы, полити- ка, политическое пространство, политический капитал.
Государство. Власть. Ресурсы власти Государство — это среда, в которой существует политический класс, это органи- зация политического класса, которая имеет двойственные функции — органи- зовывать жизнь общества и в то же время защищать привилегированное поло- жение политического класса. Э. Гидденс полагает, что «государство существует там, где есть политический аппарат, управляющий определенной территорией, чья власть опирается на законодательную систему и возможность использовать силу для реализации своей политики» [Гидденс 1999, с. 325]. Я придерживаюсь сходной позиции, понимая под государством организацию, созданную для оптими- зации управления, наделенную рычагами господства и ресурсами власти. Власть есть функция и прерогатива государства, которое обладает, по выражению М. Вебера, монополией на господство [Weber 1976, р. 125—126; Вебер 1990, с. 645— 646]. Для анализа элиты как правящей группы общества наиболее важным ас- пектом государства является не его деятельность, направленная вовне, деятель- ность по упорядочению общественной жизни, а «государство-для-себя», кото- рое служит правящему классу гарантом его статуса и привилегий, которое явля- ется машиной для осуществления власти. Государство одновременно является и организацией, управляющей обществом, и главным инструментом политичес- кого принуждения. Государство включает в себя все наиболее значимые инсти- туты политической власти и управления. Поэтому служащие государства пред- ставляют главную политическую силу общества. Они и есть политический класс, пронизывающий общество сверху донизу: ведь управленческие уровни госу- дарства доходят до самого низа — муниципалитетов. Одним из наиболее сложных является вопрос границ государства и сущно- сти политической деятельности субъектов, находящихся вне государственной корпорации. Государство стремится полностью присвоить себе функции поли- тической власти и противодействует другим формам власти, имеющим частное
|