Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О.В. Крыштановская. нее этих противоречий, правящая верхушка объединяется, дабы не допустить в
нее этих противоречий, правящая верхушка объединяется, дабы не допустить в свой состав представителей угнетенного класса. Правящая верхушка служит интересам господствующего класса — буржуазии, потому что она рекрутируется из этого класса. Для Маркса тип рекрутации правящей группы целиком опреде- ляет то, в чьих интересах она будет принимать решения. В марксистской пара- дигме концепт элиты или не присутствует вообще, или выступает лишь в каче- стве названия для группы людей, имеющих высшие позиции в политической сфере. Этот термин носит явно вторичный характер. По Марксу, господствую- щим классом является класс собственников, который и формирует власть. Клас- совая идентификация тесно связана с наличием или отсутствием экономичес- кого капитала. В элитистской парадигме экономическая стратификация вторична, а глав- ный нерв разделения общества находится в сфере политического. Здесь элита — важнейшее понятие, так как именно она является правящим классом обще- ства. Концепт элиты играет ту же роль, что у Маркса класс собственников. Элити- сты, по сути дела, заменили марксову дихотомию «собственники — рабочие» дихотомией «элита — массы» (Г. Моска). В обеих стратификационных парадиг- мах первые представляют собой меньшинство, владеющее большинством ре- сурсов, а вторые — большинство, не имеющее почти ничего. Но если у Маркса история представляется в виде перманентной борьбы между классами богатых и бедных, то для элитистов она — бесконечное сражение элит за власть, а чело- веческое общество проходит циклы взлета и падения правящих групп. Важней- шими категориями для марксистского анализа являются экономическая гегемо- ния и собственность, а для элитистского — власть, государство и политическое доминирование. Зададимся вопросом: а имеет ли смысл спорить о том, какой тип стратифи- кации «правильнее»? И означает ли, что членение общества на классы по их отношению к собственности не допускает существование классов, вычленен- ных по их отношению к власти? Согласимся, что существует проблема первич- ности экономического и политического в различные эпохи развития челове- ческой цивилизации. Возможно, в определенных обществах и в определенные периоды экономическое превалирует над политическим, как возможно и обрат- ное. Но бесспорным фактом остается то, что обе плоскости общественного бы- тия существуют всегда и везде и они связаны друг с другом. Марксовы классы собственников и рабочих вполне адекватны капиталис- тическому обществу в стадии его становления. Но и классы управляющих и управляемых Парето также имеют право на существование и являются не ме- нее (а на наш взгляд, более) эффективной теоретической конструкцией. Конф- ликт между классами в марксистском понимании может быть причиной глу- бинных изменений, революций, меняющих как господствующие отношения соб- ственности, так и самих собственников. Но и конфликт между политическими классами также приводит к серьезным общественным катаклизмам, в результа- те которых меняются политическое устройство, режим и сами правители. При- чем политическое напряжение ощущается в современном мире значительно сильнее, чем напряжение по поводу отношений собственности. Границы между классами собственников в развитых странах теперь, в начале XXI в., более раз- мыты, чем раньше. Это обусловлено и тем, что Бёрнхэм называл «революцией
|