Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О.В. Крыштановская. происхождение. Но этому противопоставлено стремление акторов гражданского
происхождение. Но этому противопоставлено стремление акторов гражданского общества, которое тем заметнее ограничивает объем государства, чем большими ресурсами они располагают. Даже если государство полностью присвоило себе политическую власть, но в обществе сохранились силы, контролирующие боль- шие объемы ресурсов другого рода, они становятся сдерживающим фактором для государства, т. к. эти ресурсы потенциально могут быть конвертированы в политический капитал. В обществе, где нет частной собственности на средства производства (например, в СССР с 1917 по 1987 гг.), власти государственных акторов не про- тивостояла ни одна другая социальная сила. Экономические классы вовсе не существовали, и все были равны перед отсутствием собственности. Но такое общество в то же время не может считаться и бесклассовым. Напротив, классо- вое напряжение в нем чрезвычайно велико, но конфликт происходит не между собственниками и рабочими, а между политическими классами. Причина этого напряжения — существующее неравенство между правящим и народным клас- сом. При отсутствии экономического противостояния, противостояние полити- ческое становится самодовлеющим. Власть политического класса не ограничи- вается ничем, поскольку нет иной общественной силы, способной противопос- тавить свои ресурсы ресурсам элиты. Гражданское общество редуцируется на- столько, что ограничивается мельчайшими корпускулами семьи и трудовых кол- лективов. Вся жизнь смещается в политическое пространство, любые события приобретают политический смысл. Экономика полностью подчиняется поли- тическим задачам правящего класса и становится зоной администрирования. Государство становится организацией, функции которой расширяются бес- предельно. Оно не только регулирует взаимоотношения между общественными институтами, устанавливает правила коммуникации, отвечает за безопасность, но и действует как хозяйствующий субъект. Гражданское общество как зона, свободная от государства, по сути дела перестает существовать, так как в социу- ме нет места для частной инициативы. Общество, где нет частной собственнос- ти и собственников, поглощается государством. Государственное тело разбухает, вбирая все новые и новые зоны для своего контроля. В обществах без частной собственности государство стремится к тоталитарности, что в конце концов ведет к перегрузке государства и его кризису. Государство как организация может иметь несколько центров власти, каж- дый из которых устроен иерархически. В развитых демократиях эти центры институционализированы и представлены «ветвями власти»: законодательной, исполнительной и судебной. В реальности центров власти может быть больше, что связано как с текущей политической конъюнктурой, так и персональным фактором (яркий влиятельный политик, возглавивший политический институт, может на время своего руководства сделать его центром власти в силу того, что из этого института будут исходить стратегические идеи, или на время ему удас- тся добиться перераспределения властных полномочий в свою пользу). Госу- дарство со множеством центров власти Р. Даль называл полиархией [Даль 2000, с. 90]. Существуют и государства с централизованной властью — моноархии, гео- метрия которых подобна пирамиде. Здесь единая иерархия пронизывает госу- дарственную корпорацию сверху донизу, что, правда, не исключает возникнове-
|