Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные концепции политической элиты и российская практика. ния латентных центров власти, влияние которых основано не на институтах
ния латентных центров власти, влияние которых основано не на институтах политической системы, а на неформальных образованиях. В политических обществах власть отдельных индивидов есть лишь произ- водная от власти государственной корпорации, к которой они принадлежат, а государственные акторы — т. е. индивиды, которые избрали политику своей про- фессией — всегда обладают властью временно, лишь пока они занимают свои посты. Они обладают властью не потому, что имеют какие-то особые преиму- щества по сравнению с другими людьми, а потому, что являются частью госу- дарственной машины. Государственная система награждает их особыми полно- мочиями и обеспечивает гарантии господства. Располагая системой мер наси- лия и ограничения, которые составляют важную часть государственной маши- ны, эти люди способны принудить других делать то, что им кажется правиль- ным или полезным: работать, платить больше налогов, служить в армии и т. д. Но сами государственные акторы лишены средств управления и потому полнос- тью зависят от государственной корпорации. У них нет собственности, кроме политического капитала, который является также атрибутом их статуса, и, следо- вательно, преходящ. Об опасности попыток приватизировать государство писал еще Гегель: «Стремление превратить власть государства в частную собствен- ность есть не что иное, как путь к распаду государства, к уничтожению его в качестве силы» [Гегель 1978, с. 65]. Каждый политический актор, временно обла- дая политическим капиталом, стремится стать его собственником, закрепить свою власть. Поэтому имманентным стремлением элиты политического обще- ства является приватизация государства и наследование статуса. Патримони- альные государства, о которых писал Вебер, и есть осуществленная модель этого устремления. В тех случаях, когда это невозможно, чиновники пытаются конвер- тировать свой политический капитал в иные формы капитала. В политическом пространстве действуют не только государство, но и партии (под которыми мы будем обобщенно называть любые организации, ставящие политические цели). Партии, до тех пор, пока они не приобретут парламентско- го статуса, не являются государственным институтом. В тоталитарных государ- ствах партии создаются государством. Более того, как правило, там имеется лишь одна партия, которая сливается с государством. В Советском Союзе компартия была одним из институтов государства. После 1991 г. в России начала складываться многопартийная система, в которой реаль- ный политический вес приобретали только парламентские партии. Все те орга- низации, которые создавались в период выборов как избирательные машины одного или нескольких лидеров, не имели влияния в обществе. Число их сто- ронников было столь незначительно, что не позволяло им быть равноправными партнерами на политическом рынке. В современной России политические партии обретают реальную силу лишь после победы на выборах, когда они становятся частью политической системы. Партии, не сумевшие приобрести парламентс- кий статус, вскоре исчезают с политической арены. Это значит, что политичес- кое пространство этатизировано и в нем фактически действует только государ- ство. Конечно, и это есть достижение демократических реформ и большой шаг от тоталитарной системы прошлого. Но необходимо помнить, что все негосу- дарственные акторы или чрезвычайно слабы, или отсутствуют вовсе.
|