Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные концепции политической элиты и российская практика. а также создает такие формы организации государства, при которых ее позиции
а также создает такие формы организации государства, при которых ее позиции являются эксклюзивными. Политический класс формирует элиту и в тоже время является источником ее пополнения. В таком понимании термин элита свободен от ценностных суждений: ука- занная группа не обладает никакими выдающимися качествами «лучших лю- дей», и к ней не применим тот же подход, который используется при селекции животных, растений или предметов роскоши. Причисляя индивидов к элите, я вовсе не подразумеваю их особых достоинств, как, впрочем, и отсутствие этих достоинств. Будучи ценностно нейтральным, элита является понятием, вычле- няющим функциональную группу, к которой относятся как люди выдающихся способностей, так и вовсе бездарные, как образцы нравственности, так и жулики. Критерии, по которым одни люди относятся к элите, а другие нет, лежат в иной плоскости. Элита — это группа, обладающая максимумом власти. Элита не только формирует и изменяет политическую систему общества, она распоряжается госу- дарственной машиной, и в этом смысле является собственником государства. Элита или элиты? Об элите говорят в единственном (элита) и во множественном числе (элиты). Второй подход называют плюралистическим. Плюралисты полагают, что в де- мократических обществах существуют, как минимум, две элиты — правящая и не правящая, и между ними происходит постоянная конкурентная борьба, ис- ход которой решается путем выборов. Такого мнения придерживался В. Парето, считая, что в «главном классе есть два подкласса»: правящая элита и неправя- щая [Pareto 1968, р. 248]. Не правящую элиту также называют контр-элитой. П. Бахрах считал, что важнейшим признаком демократии являются выборы, на которых электорат выбирает между конкурирующими элитами [Bachrach 1967, р. 7]. Я считаю, что элита — единая правящая группа общества. При таком понима- нии говорить о «неправящей элите» бессмысленно, поскольку, на мой взгляд, если элита не правит, значит, это не элита. Конечно, в правящей группе могут образовываться противоборствующие группировки, кланы, клики и прочие фор- мальные или неформальные образования. Однако это не может изменить сути концепта элиты, дающего нам возможность понять, как осуществляется управ- ление обществом и политика в целом. Борьба же за власть на выборах происходит не между двумя элитами, а между элитой и активными группами политического класса, стремящимися войти в элиту, или между частями элиты за сохранение своих позиций или их перераспределение. Употребление термина элита во множественном числе происходит также оттого, что элитами называют отдельные части, подгруппы элиты, выделенные по иерархическому или отраслевому признаку. Так появились региональная, военная, политическая, экономическая, культурная и прочие элиты. Причем эти понятия употребляются в двух смыслах: во-первых, для обозначения реальных суб-элитных групп, а также для обозначения групп, не имеющих к элите, в на- шем понимании, никакого отношения. Так, под культурной элитой в первом смысле понимают тех деятелей культуры, которые вошли во властные структу- ры и контролируют политику государства в области культуры (так, в СССР отобранные писатели и артисты входили в ЦК КПСС). Во втором случае под
|