Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные концепции политической элиты и российская практика. уголовному преследованию, истинной целью которого является не столько на-
уголовному преследованию, истинной целью которого является не столько на- казание за проступок, сколько лишение статуса. Электократы, возглавляющие иерархии, практически не сменяемы и к тому же часто пользуются юридичес- кой неприкосновенностью, что делает их почти неуязвимыми в течение срока полномочий. Другой тип избранных официалов, которых я называю легислократами, пред- ставляют те, кто инкорпорирован в систему власти не для того, чтобы занять пост в иерархической организации, а для того, чтобы войти в легислатуры (см. рис 1). Легислатуры являются организациями, не имеющими сквозной иерар- хии — теоретически все депутаты равны, и базовый политический капитал каж- дого из них составляет один голос. На практике же парламенты, как и любая большая организация, имеют тенденцию к бюрократизации своей деятельности. Изначально равные депутаты объединяются во фракции, комитеты и комиссии, которые, в свою очередь, дробятся на руководителей, их заместителей и подчи- ненных. Фракционная дисциплина требует консолидированных действий, что подразумевает ограничение свободы выбора для членов групп. Процесс бюро- кратизации легислатур во многом схож с процессом бюрократизации полити- ческих партий, описанным Р. Михельсом. Между этими частями политического класса — бюрократией, электократи- ей и легислократией — есть существенные различия. Первое различие касается продолжительности пребывания в должности. Бюрократы — это «оседлое» на- селение государства, а электократы и легислократы — пришельцы, населяющие государственные институты временно. Политики избираются на срок 4—5 лет, а чиновники могут занимать свои посты сколь угодно долго. В некоторых странах существует пожизненный наем на государственную службу. В Советском Со- юзе времен застоя многие министры занимали свои посты 20—30 лет. После каждого избирательного цикла возникает конфликт между старым бюрократи- ческим аппаратом и вновь избранными электократами. Бюрократы восприни- мают государство как свой дом, куда внедряются «варяги» — новые люди, кото- рые поступают в организацию после выборов. Бюрократы болезненно воспри- нимают необходимость удовлетворять потребности избранных новичков — пре- доставлять им помещения, оборудование, а главное — информацию и паутину связей, которая является важнейшим властным ресурсом в инсайдерской среде. Второе различие связано с легитимацией статуса. Легитимация есть призна- ние законности права на полномочия, т. е. узаконение власти. Признание полно- мочий назначенного чиновника осуществляет его начальник, в то время как полномочия электократа подтверждаются тысячами голосов его избирателей. Легитимность избранников является легитимностью высшего порядка по срав- нению с легитимностью бюрократов. Это дает основания первым смотреть на вторых как на подсобных рабочих государства, ощущая свое превосходство. Считая себя «народными избранниками», они уверены, что аппарат должен их обслу- живать и не вмешиваться в высокую политику. Электократ подотчетен своим избирателям, а бюрократ — патрону. Поэтому организация больше опирается на бюрократов, судьба которых в ее руках: одного могут повысить, а другого — снять с работы. С электократом этого сделать нельзя: для прекращения его пол- номочий нужны веские основания, которые необходимо предъявить обществу.
|