Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные концепции политической элиты и российская практика
Иерархическая структура политического класса Политический класс имеет еще и вертикальное членение. Раз существует госу- дарственная пирамида, то существуют и ее уровни. Н. Луман писал, что «обще- ство оказывается перед необходимостью развивать субституты для точного срав- нения властных уровней и что эти субституты сами становятся фактором власти» [Луман 2001, с. 20]. Из всех иерархий, как отмечал Ж. Баландье, «иерархия власти является доминирующей в большинстве обществ, а другие иерархии (социаль- но-профессиональные, сословные, этнические, элементарные) соподчинены ей» [Баландье 2001, с. 95—96]. Поскольку политический класс в нашем понимании — это класс государственных служащих, то властный континуум задается иерархией должностей. Эта институциональная оболочка, конечно, не исчерпывает полнос- тью содержание статуса, так как она только подразумевает иные — не формаль- ные — критерии, по которым выстраивается властная пирамида. В реальности же не только должность, но и размер контролируемого политического капитала оп- ределяет, к какой политической страте принадлежит тот или иной официал. Слои образуют вертикальную стратификацию политического класса, кото- рая большинством элитологов ассоциируется с пирамидой. Что властная корпо- рация имеет вид пирамиды, писал еще X. Луссуэлл со своими коллегами [Lasswell, Lerner, Rothwell 1952, p. 12]. Однако сравнение устройства политического класса с пирамидой оправдано лишь в бюрократических государствах, где иерархия про- низывает все сферы политической организации. Такой тип государства можно назвать моноцентрическим. Типичным примером этого является советское го- сударство, в котором политический класс был институционализирован в форме номенклатуры. Номенклатура представляла собой перечень должностей, назначение на ко- торые утверждалось верховной властью. Номенклатура охватывала все сколько- нибудь значимые должности страны, руководителей всех уровней и сегментов общества. Политический класс был гипертрофирован, т. к. тоталитарное государ- ство вобрало в себя почти весь социум. Политизированным оказалось руковод- ство не только собственно органами управления, но и хозяйственными объек- тами, организациями науки, искусства и культуры, общественными организаци- ями. Все они управлялись из единого центра — политбюро. В этом смысле весь политический класс представлял собой монолитное образование, расчлененное на четыре основные группы: 1) само политбюро ЦК КПСС, 2) номенклатура политбюро ЦК КПСС, 3) номенклатура секретариата ЦК КПСС, 4) учетно- контрольная номенклатура. Иерархия не имела исключений, охватывала все сферы, все отрасли и территории страны. В зависимости от степени концентрации вла- сти верхний угол пирамиды правящего класса будет более или менее острым. Чем ниже к основанию пирамиды, тем неразличимее становятся границы слоев [Lasswell, Lerner, Rothwell 1952, p. 13]. Л. Шевцова называет это «пирамидальным конституционным каркасом», который может скрывать любую начинку [Шев- цова 1998, с. 321]. Сложнее обстоит дело с вертикальной структурой политического класса в полицентрических государствах, к каковым следует отнести западные демокра- тии. Концепцию множественности центров власти выдвинул Р. Даль, который называл этот тип государственного устройства полиархией. Даль считал, что толь-
|