Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О.В. Крыштановская. Важнейшим понятием для анализа бюрократии является компетенция, ко-
Важнейшим понятием для анализа бюрократии является компетенция, ко- торая представляет собой ограниченную область власти конкретного чиновни- ка [Там же]. Власть в иерархической организации диверсифицируется, т. к. верховный правитель не может осуществлять всю власть единолично. Власть делегируется нижестоящим чиновникам, каждый из которых несет ответствен- ность за свою зону. Эта область применения властных функций и есть компе- тенция. Зоны компетенции разных чиновников должны быть согласованы друг с другом, и иногда образуют сети, которые называют «инстанциями». Для реше- ния определенной проблемы задействуются, как правило, несколько бюрокра- тических этажей и подразделений, что привело к образованию идиомы «пройти по инстанциям». Пересечение компетенции различных ведомств и чиновников рождает конфликты, поэтому для политического класса одним из важнейших условий эффективной деятельности является разграничение полномочий. Есть и другой подход к бюрократии. Так, Д. Кэлхаун полагал, что основной функцией бюрократии является собирание дани со всех других социальных групп, перераспределяя деньги в форме сбора налогов и их дальнейшего ис- пользования. Он писал: «При всей своей малочисленности государственные слу- жащие и правительственные чиновники образуют ту часть общества, которая является исключительным получателем собираемых налогов. Все собранные налоговые суммы, за вычетом потерь, достаются им в форме расходов или вып- лат» [Calhoun 1953, р. 16—17]. Для политического класса налоги являются благом, в то время как для всех остальных — бременем. В этом заключено одно из главных классовых противоречий. Налоги, таким образом, являются одним из важнейших властных ресурсов государства, которым распоряжается политичес- кий класс. Именно благодаря тому, что государство имеет этот финансовый ре- сурс, оно может осуществлять вмешательство в дела своих граждан и, собствен- но, осуществлять власть в подавляющем большинстве случаев. Электократия представляет собой часть политического класса, инкорпора- ция которой происходит при помощи механизма выборов. Победив на выборах, политик занимает государственный пост, и, следовательно, становится должнос- тным лицом, отвечающим, по крайней мере, четырем из пяти вышеперечислен- ных признаков Вебера: он встраивается в иерархическую государственную орга- низацию, работает по установленным правилам, получает должностной оклад и не владеет ресурсами, которыми распоряжается. Таким образом, электократа также можно считать чиновником, но чиновником избранным. Организации, возглавляемые электократами, состоят из бюрократов, и из- бранный политик, занявший должность в иерархии, сразу же воспринимается аппаратом как начальник, которому надо служить. Т. е. избранник, заняв после победы на выборах свой пост, превращается в бюрократа для своих подчинен- ных, оставаясь электократом для прочих властных организаций. Его положение противоречиво: он возглавляет иерархию и подчиняется ее законам, но в то же время не подотчетен ей. Контроль за его деятельностью осуществляют другие организации и отчасти его избиратели. Если деятельность электократа неэффективна или выходит за рамки закона, его невозможно уволить, как это было бы с чиновником. Экскорпорация в данном случае связана с процессом импичмента, который обычно имеет столько осложняющих факторов, что реально мало выполним. Поэтому в крайних случаях государство прибегает к
|