![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение в психологию профессионального образованияСтр 1 из 81Следующая ⇒
Зеер Э.Ф. З Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 000 с. ISBN Психология профессионального образования — новая отрасль отечественной прикладной психологии. В учебнике представлены закономерности профессионального обучения, воспитания и развития личности, феноменология профессионального становления личности, описаны возрастные особенности субъектов профессионального образования. На основе обобщения работ отечественных и зарубежных ученых, а также исследований автора изложены основные психологические аспекты профессионального образования. Для студентов профессионально-педагогических специальностей. Может быть полезен аспирантам, слушателям курсов повышения психолого-педагогической квалификации, а также педагогам системы начального и среднего профессионального образования. УДК ББК Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается. © Зеер Э.Ф., 2008 © Образовательно-исследовательский центр «Академия», 2008 © Оформление. «Издательский центр Академия», 2008 ПРЕДИСЛОВИЕ Психология профессионального образования изучает феноменологию становления личности, психологические закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов профессионального образования. Отечественная психология к настоящему времени располагает огромным объемом знаний по психологии профессионального образования, однако они рассредоточены по различным прикладным отраслям педагогики и психологии (профессиональная педагогика, акмеология, социальная психология, психология труда, возрастная и педагогическая психология). Психология профобразования — комплексная учебная дисциплина. Ее системообразующим фактором в данном учебнике является профессиональное становление личности. Поскольку это становление в основном приходится на стадию взрослости, в учебнике большое внимание уделено обучению и развитию именно в этом возрастном периоде. Долгие годы в отечественной и зарубежной психологии к взрослости относились как к периоду «психической окаменелости» (Э. Клапаред) и утраты способности к обучению и развитию. Непрерывное (последипломное) профессиональное образование позволяет преодолеть психологические ограничения и пределы профессионального развития личности, способствует более полной самореализации и достижению вершин профессиональной зрелости. Естественно, что этим процессам также уделено значительное внимание в учебнике. В Материалах модернизации образования (2001 г.) в качестве одного из важных концептуальных положений обновления профессионального образования провозглашен компетентностный подход. Ссылаясь на мировую образовательную практику, авторы стратегии модернизации утверждают, что понятие «компетентность/компетенция» выступает в качестве тематического ядра образования обучаемых, так как обладает интегративной природой, объединяет знаниевую, навыковую и интеллектуальную составляющие образования. При этом авторы стратегии модернизации подчеркивают, что в понятии «компетентностный подход» заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»). Анализ материалов, посвященных проблеме модернизации, свидетельствует, что в качестве основных (главных) единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества. В отечественной педагогике и психологии определение и состав этих единиц обновления профессионального образования содержатся в работах В.И.Байденко, А.А.Вербицкого, В.А.Кальней, Г.В.Му-хаметзяновой, А.М.Новикова, В.В.Серикова, И.П.Смирнова, С.Е.-Шишова, Г.П.Щедровицкого, А.В.Хуторского. Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, И.А.Зим-ней, Л.М.Митиной, Н.В.Кузьминой, В.Д.Шадрикова, П.М.Эр-дниева, И.С.Якиманской. Работы данных авторов ориентированы на усвоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности. Следует отметить, что в предлагаемых ими развивающих моделях обучения представлены также содержание учебных материалов и технологий формирования этих обобщенных единиц обучения. По нашему мнению реализация компетентностного подхода с опорой на международный опыт, при игнорировании достижений отечественной педагогики и психологии не оправдана. Следует иметь в виду, что при научном обосновании интегральных конструктов образования авторов стратегии модернизации опирались на работы П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. При определении содержания данного учебника автор ориентировался на смыслообразующие идеи модернизации профессионального образования: – приоритет развития личности обучаемого; – ориентация на формирование новых профессионально-образовательных конструктов у обучаемых; – внедрение в профессионально-образовательный процесс лич-ностно развивающих технологий. Эти концептуальные положения определили следующую структуру книги: Раздел I. Введение в психологию профессионального образования. Раздел II. Феноменология становления личности. Раздел III. Психология развивающего профессионального образования. Раздел IV. Психология профессионального обучения, воспитания и развития. Раздел V. Психология педагога профессиональной школы. При определении структуры и содержания учебника автор учитывал современные требования к проектированию учебной информации: – вариативность в подходе к учебно-познавательным возможностям обучающихся; – дифференциация учебного материала в зависимости от форм и уровня профессионального образования; – визуализированная презентация учебного материала. При работе над текстом автор опирался на исследования отечественных педагогов и психологов по проблемам профессионального образования, собственный анализ, рассматривая данные психологии с учетом конкретной практической деятельности. Вполне естественно, что ученые с разных позиций рассматривают проблемы профессионального образования. Автор счел правильным не вдаваться в дискуссию по поводу разночтений в трактовке профессионального образования, а предложить свое понимание психологических особенностей и закономерностей этого вида образования. В учебнике, который органично дополняет практикум по психологии профессионального образования1 отражены также идеи и исследования педагогов и психологов Российского государственного профессионально-педагогического университета Н.С.Глуха-нюк, Д.П.Заводчикова, А.М.Павловой, Г.М.Романцева, Э.Э.Сы-манюк, Е.В.Ткаченко, И.И.Хасановой, О.Н.Шахматовой. Автор выражает признательность своим уважаемым коллегам Е.А.Ушаковой и В.Э.Багиной за огромную помощь по подготовке книги к изданию. 1 Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Практикум по психологии профессионального образования. — М., 2008. РАЗДЕ Л I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Гл а в а 1
|