![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин и учебных курсов. Как правило, при обосновании дифференциации психологических наук имплицитно подразумевается, что каждой научной психологической дисциплине соответствует учебный предмет. Учебная дисциплина, как правило, изоморфна соответствующей отрасли науки и в то же время имеет отличительные особенности. К ним относятся прикладной характер учебного предмета, дидактическая обработка научного знания, построение содержания в соответствии с логикой учебно-профессиональной деятельности, учет возрастных психических возможностей обучающихся. Существенно отличаются цели науки и учебного предмета. Цель науки — получение объективно нового знания, раскрытие закономерностей, механизмов психических явлений. Цель учебного предмета — усвоение систематизированных, дидактически обработанных знаний, развитие учебно-профессионального интеллекта и гуманистическое воспитание личности. Существенны также различия предметов науки и учебной дисциплины. Предмет психологической науки — новые факты, закономерности и механизмы психики. Учебный предмет представляет собой проекцию накопленных наукой знаний. Его предметом является дидактически обработанная научная информация. Таким образом, учебный предмет — дидактически адаптированная, целе-и ценностно ориентированная система знаний, соотнесенная с определенной отраслью науки. Важная отличительная характеристика науки — методы исследования, учебного предмета — система технологий учебно-познавательной деятельности. Основываясь на рассмотренных выше положениях, в структуре психологии профессионального образования можно выделить следующие компоненты: – основы психологии профессионального образования: становление психологии профобразования, предмет, задачи, структура курса, методология и методы исследования психологии профобразования; – возрастные особенности субъектов профессионального образования: периодизация; – психологические основы профессионального образования: личностно ориентированное, последипломное, социально-профессиональное воспитание, образовательно ориентированная профес-сиография; – психология деятельности и личности педагога профессионального образования: педагог как субъект профессионализации, личностно ориентированное педагогическое общение. Раскрытие этих подпроблем обусловливает необходимость рассмотреть теоретические основы психологии профессионального образования. В качестве системообразующего фактора выступает концепция профессионального становления личности. Важная часть курса — методы психодиагностики, а также проблемы профессионального роста специалистов. Общая цель психологии профессионального образования определяется ее предметом — психологическими особенностями, закономерностями и механизмами профессионального обучения, воспитания и развития личности в процессе ее профессионального становления. Декомпозиция этой цели позволяет определить задачи учебной дисциплины и осуществляется на основе представленной выше структуры психологии профобразования. Таким образом, психология профессионального образования как междисциплинарная отрасль научного знания тесно связана с общей, педагогической и возрастной психологией, психологией труда, психологией профессий, акмеологией и вместе с тем она — самостоятельная отрасль прикладной психологии, а также учебная дисциплина. Их отличие прослеживается при сравнении целей, объекта, предмета и методов исследования и изучения (табл. 3). Таблица 3
|