![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические подходы и принципы профессионально-образовательной деятельности
Методология — это совокупность подходов, принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Различают методологию научного исследования и методологию практической деятельности. Применительно к предмету нашего анализа правомерно рассмотреть методологию практической (образовательной) деятельности. А.М.Новиков, анализируя методологию практической деятельности, выделяет следующие ее особенности: – уникальность и непредсказуемость деятельности в конкретных условиях; – предел возможностей субъектов деятельности, определяемый наличными ресурсами: интеллектуальными, информационными, технологическими, материальными и т.д.; – способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам (как внешним, так и внутренним); – способность к целеобразованию, интегративной, продуктивной деятельности благодаря активности человека; – способность противостоять деструктивным тенденциям, а также к самоорганизации и саморазвитию1. Существенно характеризуют методологию ее подходы2. В педагогической психологии используются исторический, логико-эволюционный, системный, личностно-деятельностный и другие подходы. Основываясь на целевой ориентации психологии про-фесионального образования — становлении развивающейся личности, мы отобрали следующие подходы: логико-эволюционный, контекстно-компетентностный, личностный, сетевой (многомерный), синергетический. Логико-эволюционный подход предполагает рассмотрение педагогических процессов и явлений в их развитии, становлении. В основе этого подхода лежит положение о том, что суть психического явления может быть понята лишь при изучении его происхождения. Следовательно, чтобы раскрыть сущность личност-но-развивающего образования, нужно рассмотреть становление моделей развивающего образования в контексте социально-экономической ситуации. Усиление личностной компоненты в образовательных концепциях — ведущая тенденция современного образования. Сравнительно-психологический анализ изменения це-леполагания, содержания и технологий образования позволяет 1 См.: Новиков А.М. Методология образования. — М., 2002. 2 Подход — это исследовательская позиция, смыслообразующее положение, проследить становление личностно ориентированного начала в образовании. Контекстно-компетентностный подход ориентирует образование не только на освоение знаний, но и на формирование проектной культуры, которая подразумевает использование продуктивных технологий подготовки специалистов: рефлексивного обучения, обучения методом кейсов, проектного обучения, метода направляющих текстов и др., максимально моделирующих реальную профессиональную деятельность1. Построение профессионального образования в логике конктекстно-компетентностного подхода ориентировано на освоение нестандартных форм и моделей реальной профессиональной деятельности. Личностный подход предполагает признание главной движущей силой профессионального развития саму личность, ее потребность в самоактуализации своего личностно-профессионального потенциала. Ориентация на личность означает, что содержание образования, организационные формы, технологии обучения подчинены удовлетворению потребности обучаемого быть личностью. Смыслообразующий фактор образования при рассмотрении его в русле личностного подхода — ценностно-смысловая направленность личности: ее мотивы, интересы, отношения, ценности. Построение образовательного процесса ориентировано на развитие и саморазвитие социально и профессионально важных качеств и социально-нравственных форм поведения обучаемых. В качестве ведущих мотивов этих процессов выступают перспективы профессионального роста и смысловое профессиональное будущее личности. Сетевой (многомерный) подход в образовании рассматривается как альтернатива системному подходу (Г.А.Берулава), для которого характерно структурирование психолого-педагогических явлений, процессов, феноменов по различным логическим основаниям. Расположенные на гомологических (однородных) рядах, они объединяются «бессистемно» на ценностно-смысловой основе. Инструментальным средством реализации этого подхода стало многомерное отображение разноуровнего знания путем построения логико-смысловых моделей2. Важное значение придается смыс-лообразующим связям и отношениям. Многомерные логико-смысловые модели представляют собой большое число разнородных элементов знаний в свернутой форме, объединенных с помощью координат в смысловые группы. Часть элементов выполняют иллюстративную функцию, однако 1 См.: Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обуче 2 См.: Штейнберг В.Э. Многомерность как дидактическая категория // Обра все вместе они образуют семантически связанную систему, которая дает представление о междисциплинарном характере исследуемой проблемы. Рассматривая личность как тематическое ядро личностно-раз-вивающего образования, мы спроектировали ее логико-смысловую модель, которая стала основой построения содержания и технологии профессионального образования, а также определения критериев оценки результатов (качества) образования. Синергетический подход используется в психологии при изучении открытых (обменивающихся веществом, энергией и информацией), нелинейных (многовариантных и необратимых в плане развития), саморазвивающихся (изменяющихся под влиянием внутренних противоречий, факторов и условий) и самоорганизующихся (спонтанно упорядочивающихся, переходящих от хаоса к порядку) систем. Особенность данного подхода — признание множественности путей развития. Для психологии профессионального образования это означает приоритет индивидуальности, переход от объектов к ситуациям, отказ от жесткой детерминации образовательного процесса, признание неоднозначности результатов образования. Объединение в одно пространство возрастных изменений личности, системы непрерывного профессионального образования и ведущей деятельности позволяет представить профессионально-образовательное пространство как открытую, нелинейную и неравновесную систему. Основанием для такого рассмотрения является усложнение этих факторов во времени и возможность фиксации их новых состояний и уровней развития1. Для научного обоснования концептуальных положений выдвигаются методологические принципы. Они выполняют двоякую роль: определяют логику исследования и выступают как способы организации практической деятельности. К исследовательским принципам относятся: детерминизм, соответствие, дополнительность, иерархичность, историчность; к практико-ориентирован-ным принципам — положения, регулирующие проектирование концепций, организацию деятельности. Изучение философских, психолого-педагогических основ образования позволило нам определить ч а с т н ы е м е т о д о л о-гические принципы психологии профессиональ-н о г о о б р а з о в а н и я. Приведем их краткую характеристику. Принцип гуманистической направленности образования предполагает ориентацию на социально значимые и нравственные ценности и смыслы профессионально-образовательной деятельности и мира труда в целом. Реализация этого принципа на практике 1 См.: Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. — 2003. — № 5 (23). влияет на воспитание чувства собственного достоинства, ответственности за свое развитие, на формирование демократических и гуманистических взглядов. Принцип вариативности образования определяется многообразием и мобильностью социума, необходимостью адаптации к динамичному миру профессий, максимальным учетом индивидуальных особенностей обучаемых, обеспечением их автономности и построением индивидуальных образовательных маршрутов. Принцип центрации образования на развитие и саморазвитие личности подразумевает, что главный источник психологических новообразований — сама личность. В педагогической психологии основным фактором формирования психологических новообразований признается ведущая деятельность. Применительно к лич-ностно-развивающему образованию в качестве ключевого фактора рассматривается сама личность, ее самоактуализация. Согласно принципу сочетания автономности с коллективными (групповыми) формами образования, индивидуализированное обучение создает условия для самоопределения и самореализации обучаемых, групповое формирует у них способности к сотрудничеству, рефлексию, коллективную ответственность, корпоративную культуру в целом. Принцип неустойчивого динамического равновесия образовательного процесса как источника развития взаимосвязи личности, образования и профессии основан на том, что исходный момент любого развития — спектр индивидуальных противоречий и действий. Без неустойчивости нет развития. Только системы, далекие от равновесия, находящиеся в состоянии неустойчивости, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность — это тупики эволюции1. Следствием динамического неравновесия становится самоорганизация как преодоление тенденции регрессивного развития образования. Важное место в этом процессе отводится возможному смысловому будущему личности. Будущее видится фактором реального настоящего, оно инициирует преодоление внешних преград и внутренних психологических барьеров развития образования. Принцип соразвития личности, образования и деятельности в профессионально-образовательном пространстве человека основывается на признании двух форм бытия — возможного и действительного. Продуктивность профессионального становления личности во многом зависит от личностно-профессионального потенциала человека, объективных и субъективных возможностей его реализации в образовании и профессии. 1 См.: Аверин В.А. Принципы психического развития // Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А.Реана. — СПб., 2002. Все рассмотренные принципы взаимосвязаны, ни один из них не универсален, их изолированное применение не дает необходимых результатов.
|