![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификации методов исследования
Исследовательские методы — это способы особым образом организованной деятельности, направленной на получение объективно нового знания об особенностях, закономерностях и механизмах психики. Методы психологии, направленные на получение субъективно новых знаний: фактов, оценок, показателей, признаков, значимых для оказания психологической поддержки, консультирования, коррекции, стимулирования и мотивирования профессионального развития, назовем прикладными, прагматическими. Методы исследования психологии профессионального образования основываются главным образом на двух методологических принципах: – субъективном, заключающемся в постижении профессионального становления на основе самопознания; – объективном, предусматривающем изучение тех признаков профессионального становления, которые можно фиксировать различными исследовательскими средствами внешнего, стороннего познания психических явлений. Существуют две ф о р м ы и с п о л ь з о в а н и я м е т о д о в и с-с л е д о в а н и я: – лонгитюдное, или продольное; – поперечные срезы. Лонгитюдное исследование предполагает длительное и регулярное изучение психических образований определенной группы людей или конкретного человека по одним и тем же параметрам. Для срезового исследования характерно сравнение данных относительно разных групп испытуемых. При помощи поперечных срезов можно охватить большое число испытуемых и провести исследование в сравнительно короткие сроки. Для срезовых исследований широко применяют опросные методы, тесты, эксперименты. Лонгитюд позволяет изучить индивидуальный путь профессионального становления, обнаружить взаимосвязь образования и психического развития, выявить сенситивные периоды развития познавательных способностей, определить психологические особенности возрастных и профессионально обусловленных кризи-34 сов и др. Для лонгитюда характерно использование методов самонаблюдения, психобиографии, панельного исследования1. Методы исследования, используемые в психологии профессионального образования, имеют общепсихологическое происхождение и не являются специфичными. Близость психологии профессионального образования к психологии развития, психологии труда, возрастной и педагогической психологии обусловливает заимствование уже сложившихся методов. Использование методов в конкретном исследовании приводит к созданию исследовательских методик. Методики существуют только в логике конкретного исследования. Они определяются его целью, предметом и объектом. Систематизация методов исследования психологии профессионального образования, определение области их применения вызывают необходимость рассмотрения их классификации. В психологии нет единой общепризнанной классификации методов исследования. Чаще всего описываются отдельные методы или перечни рекомендуемых при решении конкретных проблем психологии. В отечественной психологии систему методов специально рассматривал Б.Г.Ананьев. Анализируя систему С.Л.Рубинштейна и Г.Д.Пирьова, Б.Г.Ананьев предложил свою рабочую классификацию методов исследования. 1. Методы, подчиненные организации и планированию исследования, он назвал организационными. К ним Б.Г.Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Их действенность определяется конечными результатами исследования в виде концепций, новых средств обучения, управления, диагностики и т.д. 2. Ко второй группе методов Б.Г.Ананьев отнес эмпирические способы получения научных данных, накопления фактов. В эту группу он включил следующие методы: обсервационные (наблюдение и самонаблюдение); экспериментальные (лабораторный; полевой, или естественный; формирующий, или психолого-педагогический, эксперименты); психодиагностические (тесты, анкеты, интервью и беседы); праксиметрические (изучение продуктов деятельности, хронометрия, профессиография, оценка работы и т.д.); методы моделирования (математическое, кибернетическое моделирование и т.д.); биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.). 3. Третью группу методов, по классификации Б.Г.Ананьева, составляют приемы обработки данных. К ним относятся количе- 1 Панельное исследование предполагает неоднократное изучение одного и того же социального объекта с определенными временными интервалами при неизменной программе. Методы исследования в психологии Организационные методы Эмпирические методы Методы обработки данных Интерпритацион-ные методы Рис. 3. Классификация методов исследования в психологии Б.Г.Ананьева ственный (математико-статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по типам, группам, вариантам). 4. В четвертую группу включены интерпретационные методы: генетические и структурные (психография, составление психологических профилей, классификация)1 (рис. 3). Принципиально иной подход к методам психологии используется в учебном пособии «Введение в психологию». Не претендуя на классификацию методов, один из авторов — Л.А.Карпенко — выделяет следующие группы методов психологии: 1) субъективные методы, к которым отнесено самонаблюдение (интроспекция и ретроспекция); 2) объективные методы. Этой группе соответствуют разные виды наблюдения; эксперименты: лабораторный, экспериментально-генетический (метод поперечных срезов, лонгитюдное исследование и формирующий эксперимент); экспериментально-патологический метод, или метод синдромного анализа; тестирование. В эту же группу включены методы опроса (интервью, опросники-анкеты, личностные опросники, проективные методы и метод отраженной субъектности)2. 1 См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. 2 См.: Введение в психологию / под ред. А.В.Петровского. — М., 1995. Предложенная группировка методов исследования включает почти все используемые психологией. При характеристике указываются ученые, которые впервые опробовали те или иные методы. Обращается внимание на область применения методов. К сожалению, автор лишь перечисляет методы психологии, не предлагая сколько-нибудь приемлемой их классификации. А для учебного пособия это важно. Ж.Годфруа в своем учебнике по общей психологии научные методы делит на две большие группы: описательные и экспери-ментальные1. К описательным он относит наблюдение, анкеты, тесты и методы статистической обработки. Группировка экспериментальных методов не приведена. Очевидно, автор не ставил перед собой задачу систематизации методов исследования психологии. В атласе по психологии, изданном в Германии2, методы группируют по основаниям систематического наблюдения, постановки вопросов и опыта (экспериментирования); соответственно выделяют следующие три группы методов: 1) обсервационные: измерение, самонаблюдение, внешнее (стороннее) наблюдение, включенное наблюдение, групповое наблюдение и супервизорство; 2) опросные: беседа, описание, интервью, стандартизированный опрос, демоскопия 3 и коакцион 4; 3) экспериментальные: тестирование; поисковый, или пилотный, эксперимент; квазиэксперимент; проверочный эксперимент; полевой эксперимент. Отсутствие строгой научной классификации объясняется широким спектром методов психологии, подчиненных решению исследовательских проблем и практических задач различных отраслей психологии. А.Б.Орлов, анализируя методы возрастной и педагогической психологии, в качестве основания классификации предлагает избрать главную задачу, которую ставит перед собой ученый5. Эти задачи могут иметь четыре формы, или разновидности: описать, измерить, объяснить и сформировать психическое образование (явление, процесс, механизм и т.п.). В соответствии с исследовательскими задачами А.Б.Орлов предлагает четыре класса методов: неэкспериментальные (клинические), диагностические, экспериментальные и формирующие. 1 См.: Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. — М., 1992. — Т. 1. 2 См.: Benesch A. Atlas zur Psychologie. — Minchen, 1992. — Bd 1. 3 Демоскопия — опрос мнений определенной репрезентативной социальной 4 Коакцион — опрос мнений на основе принятия другой социальной роли. 5 См.: Орлов А.Б. Основные исследовательские методы возрастной и педаго Аналогичный подход к группировке методов психологии наблюдается в прикладной психологии труда, промышленной и организационной психологии в Германии. Методы группируются в зависимости от следующих исследовательских задач: описания, объяснения, прогнозирования и контроля1. На наш взгляд, этот подход представляется продуктивным для решения проблемы группировки исследовательских методов прикладных отраслей психологии, одна из которых — психология профессий. Какие же исследовательские задачи стоят перед психологией профессионального образования? Первая — описание профессионального образования и развития личности в процессе непрерывного образования, психологических особенностей и закономерностей профессионального обучения и воспитания. Для исследования этого процесса оправданно применение лонгитюдного метода, наблюдения, опросных методов (анкетирования, интервью), психобиографии, изучение продуктов деятельности и др. Эти методы могут быть отнесены к неэкспериментальным. Вторая задача — измерение психологически значимых показателей, признаков учебно-профессиональной деятельности обучаемых. Решению данной исследовательской задачи служат тесты специальных способностей, тесты достижений и обучаемости. Широко применяются также разного рода опросники мотивации, учебно-профессиональных интересов, ценностных ориентаций и профессионально-образовательных установок. Приведенные методы относятся к классу психометрических. Третья исследовательская задача — объяснение особенностей, закономерностей и механизмов профессионального образования. Основные применяемые методы — экспериментальные: лабораторный, моделирующий и естественный (полевой) эксперименты. Четвертая задача — формирование и отслеживание динамики развития психологических новообразований (психофизиологических, познавательных и профессиональных свойств, качеств личности) в процессе обучения и воспитания. Эта задача решается с помощью генетических методов: лонгитюдного, психобиографического метода, каузаметрии, мониторинга и др. Особая группа методов направлена на количественную обработку исследовательских данных. К ним относятся методы математической обработки: дисперсионный, корреляционный, факторный анализ и др. (табл. 6). 1 См.: Anwendungsbezogene Arbeits-, Betriebs- und Organisationspsychologie. — Gottingen, 1994. Таблица 6
|