![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психометрические методы
Психометрия (психометрические методы) — исследование количественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений. Важнейший признак психометрии — стандартизация технологий, с помощью которых измеряются параметры динамики индивидуальных различий, эмпирических лимитов данного психического процесса. Психометрия направлена на создание психодиагностических методик, обладающих валид-ностью, надежностью и репрезентативностью. К психометрическим методам относится психологическое тестирование. Тестирование — метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование применяется в образовании при определении интеллектуальных и специальных способностей, уровня развития психофизиологических свойств и качеств личности, при отборе и определении профпригодности абитуриентов, а также в процессе аттестации и профессионального консультирования. Тест — стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности у индивида психических свойств или состояний при решении практических задач. Тесты разделяются на два основных типа: 1) собственно психологические; 2) достижений (испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки). В тестировании выделяют три этапа: – выбор теста, опросника (зависит от исследовательской задачи); – проведение тестирования в соответствии с инструкцией при соблюдении этических норм; – обработка полученных данных и интерпретация результатов тестирования. Психологические тесты классифицируется по различным основаниям. По предмету диагностики выделяют тесты: интеллекта, способностей, личностные и социально-психологические, а по способу реализации — манипулятивные, «карандаш—бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Различаются аналитические тесты и тестовые батареи, индивидуальные и групповые тесты. По цели применения выделяют тесты готов- ности к школе, клинические тесты, тесты профотбора и пр. По психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные тесты. Тесты интеллекта — диагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. Тесты интеллекта разделяются на две группы: 1) монометрические тесты интеллекта (шкала Станфорд-Бине, тест Р.Кеттела, тест прогрессивные матрицы Дж.Равена); 2) тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и специальные интеллектуальные факторы (тест Д.Векслера, тест Р.Амтхаура и др.). В тестах «уровня» задания имеют разную степень сложности, а их оценка производится с учетом его трудности. Время решения в этих тестах ограничено, но не дефицитно. В тестах «скорости» задания относительно однородны и результат диагностики в большей мере зависит от скоростных возможностей испытуемого. В состав тестов интеллекта включают задания на логическое, пространственно-образное, арифметическое мышление, а также на память, внимание, общую осведомленность и пр. Существуют варианты тестовых батарей для подростков, детей; взрослых, лиц с высоким уровнем интеллектуальных достижений и т.д. Результаты тестирования могут выражаться тестовым баллом, коэффициентом интеллекта, профилем интеллекта, качественной характеристикой индивидуального интеллекта. Тесты способностей — методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Широко распространены тесты, интеллекта и креативности, с помощью которых выясняют общую одаренность человека. Существуют многочисленные тесты специальных способностей: спортивных, музыкальных, художественных, математических и т.д. Имеются также тесты общих профессиональных способностей. Наиболее известен тест GATB (Jeneral Aptidude Test Battery — батарея общих способностей), разработанный по заказу службы занятости США для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии и госучреждениях. Он включает задания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, ручную и пальцевую моторику. Тесты способностей широко используются при индивидуализации обучения в школе, в профориентации и профотборе. Тесты достижений — тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков. Тесты достижений конструируются с учетом содержания учебных или профессиональных задач для определенных условий и целей тестирования (отбор, аттестация, экзамен и пр.). Тесты достижений широко применяются при отборе в высшие учебные заведения. В ряде стран результаты выполнения тестов достижений заменяют традиционные экзаменационные оценки. Они используются также при профотборе. К тестам достижений относятся критериально-ориентированные тесты. В традиционных тестах балл определяется на основе статистической нормы, а результат говорит о порядковом месте человека в группе. В критериально-ориентированных тестах балл свидетельствует о близости результатов испытуемого к внешнему нормативу. Норматив берется из содержания деятельности и соответствует чаще минимально необходимому и реже — идеальному профилю достижений. Уровень выполнения тестов достижений зависит как от специальных знаний, так и от общего интеллекта испытуемого. Широко распространены компьютерные тестовые системы, реализующие ритм адаптированного тестирования уровня достижений. Их применение позволяет генерировать новые задания, оптимизировать процедуру диагностики и облегчает интерпретацию данных. Тесты личности — психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — отношений (в том числе межличностных), мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в определенных описываемых в заданных социальных ситуациях. Тесты личности включают проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные). Тесты проективные (от лат. projectio — бросание вперед) — группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых, обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке, (тест Розенцвей-га), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т.п. Ответы на задания проективных тестов (в отличие от интеллектуальных тестов) не могут быть альтернативными (правильно—неправильно), возможен широкий диапазон разнообразных, решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель проективных тестов относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное впечатление. Для проективных тестов характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявле- ние отдельных ее черт. Обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность), неприменимы к проективным тестам. В психологии профессионального образования важное значение приобретает диагностика специальных способностей и учебно-профессиональных достижений. Традиционные интеллектуальные тесты направлены на измерение академических способностей. Они сосредоточены, главным образом, на изучении абстрактных функций интеллекта. Потребность в надежных методах отбора поступающих в профессиональные учебные заведения побудила психологов разработать диагностику специальных (профессиональных) способностей. Разные профессии и специальности предъявляют к кандидатам специфические требования. В целях профотбора, проф-консультации необходимо иметь тесты, позволяющие определить уровень обученности (подготовленности), обучаемости, выраженность профессионально значимых психофизиологических свойств, психологических качеств, профессиональных умений. Важное место в профотборе персонала занимают тесты технических способностей. Под техническими способностями понимают сложные интеллектуальные способности, включающие пространственные представления, техническую компетентность и сен-сомоторные умения. К последней группе специальных способностей относятся профессионализированные способности: художественные, музыкальные, конструкторские, исследовательские, предпринимательские, социальные, исполнительские и др. Тесты, сконструированные для их измерения, используются при отборе персонала для определенной профессиональной области деятельности. Рассмотрим особенности диагностики сенсорных способностей. Многие профессии требуют высокого уровня развития сенсорной сферы, в частности зрения и слуха. Тесты визуальных способностей дифференцируются в зависимости от профессионально значимых признаков и измеряют остроту зрения, цветовое различение, восприятие глубины, мышечный баланс глаз. Очень распространен тест, определяющий остроту зрения: испытуемому показывают таблицу с изображенным на нем рядом печатных букв, постепенно уменьшающихся по величине, и предлагают называть те, на которые указывает экспериментатор. Слуховое восприятие дифференцируется на ряд простых функций, таких как острота слуха, выделение сигналов из фона, наполненного шумами, различение тембра, высоты звуков. Наиболее часто определяется острота слуха. При этом используется звуковой сигнал, а чаще всего человеческий голос, произносящий какие-либо слова или простые предложения. Для измерения более сложных характеристик слуха (музыкального) применяют тесты музыкальной одаренности. Диагностика двигательных способностей осуществляется с помощью тестов, измеряющих скорость, координацию и другие характеристики двигательных реакций. Поскольку многие моторные тесты выполняются под контролем зрения, правильнее было бы говорить о диагностике сенсомоторных способностей. Как правило, эти тесты конструируются по принципу подражания или воспроизведения работы в мелких масштабах. Широкое распространение получили тесты, диагностирующие ловкость пальцев, скорость манипулирования предметами, твердость руки, время реакции, скорость движения руки. Эти методы исследования используемые в психофизиологии и психологии труда получили название инструментальных 1. Именно они обеспечивают наиболее объективные, а потому и научно достоверные факты. Инструментальные методы во многих случаях помогают глубже проникнуть в сущность процесса формирования навыка, его особенностей и выявить рациональные приемы практической деятельности. Все перечисленные положительно скажется на качестве разрабатываемых методических рекомендаций. Инструментальные методы, используемые в трудовом и профессиональном обучении, основываются на аналогичных методиках физиологии и психологи. Их широкое распространение в дидактике труда объясняется, очевидно, тем, что результаты учебной деятельности здесь имеют материальное воплощение. Можно выделить три группы инструментальных методов: результативные; биомеханические и механические; на повышение психофизиологические. 1. Результативные методы направлены, производительности Хронометраж — метод изучения затрат времени на выполнение отдельных действий, операций или работы в целом для определения временной структуры движения. С помощью хронометража можно также установить темп работы, оптимальное время выполнения действия (операции, работы), зафиксировать периодичность чередования работы и отдыха. 2. Биомеханические методы, с помощью которых изучают тру – последовательность действий — с помощью мультиплицирования; покадровой съемки; фото- и киносъемки; кино- и видеосъемки; 1 Уваров В.М. Методы педагогического исследования: учеб. пособие. — Нижний Тагил. 2002. – движение глаз — с помощью (электро) окулографии и элек-троретинографии; – траектория движения рабочего инструмента; – поза работающего — с помощью циклографии, хроноциклог-рафии, кимоциклографии; тренажеров и тренировочных устройств; – скорость движения рабочего инструмента — хронометражем, оптическим и фотоэлектрическим методом; тензометрией и пье-зометрией. – усилие на рабочий инструмент — тензометрией и пьезомет-рией. 3. Психофизиологические методы исследуют следующие характеристики трудовых навыков: – биотоки мышц и головного мозга — электромиографией и электроэнцефалографией. – изменение вегетативных функций — уровень кожно-гальва-нической, потоотделительной, зрачковой, сосудистой реакций; изменение дыхания и кровообращения. – подвижность нервных процессов — методом условнорефлек-торных реакций, корректурных проб.
|