![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспериментальные методы
Эксперимент — основный метод познания механизмов и закономерностей психологической реальности. Его сущность заключается в получении нового научного знания в контролируемых и управляемых условиях. Основная неспециализированная задача эксперимента — установление причинно-следственных связей и объяснение психологических процессов и явлений. Цель психолого-педагогического эксперимента — конкретный, качественно и количественно охарактеризованный, наиболее вероятный ожидаемый результат, который планируется достичь к определенному моменту времени. Цель должна соответствовать следующим семи критериям: 1) четкости формулировки; 2) полноте признаков ожидаемого конечного результата; 3) контролированности, т.е. возможности оценить, сравнить с некоторым эталоном; 4) реальности достижения; 5) связи с проблемой, концептуально значимой идеей, гипотезой исследования; 6) временной определенности и ограниченности; 7) прогностичности, т.е. отвечать на вопрос: не что нужно сделать, а чего достичь? Психолого-педагогические эксперименты достаточно разнообразны. Их классифицируют по разным признакам. С точки зре- ния логической структуры различают д в а о с н о в н ы х т и п а э к с п е р и м е н т а: классический (однофакторный) и многофакторный. Основной принцип классического эксперимента — изменение в каждой исследовательской процедуре только одного фактора при сохраненности остальных. Этот изменяемый, сознательно вводимый исследователем в ход эксперимента новый фактор называется экспериментальным фактором или независимым переменным. Факторы, изменяющиеся под влиянием независимого переменного, называются зависимыми переменными. Так, при изучении влияния метода проектов на успешность овладения школьниками системой знаний, умений, навыков, воспитание творческих качеств личности независимым переменным становится метод проектов, а зависимыми — система знаний, умений, навыков и творческие качества личности. При многофакторном эксперименте варьируется несколько факторов, предположительно влияющих на исследуемое явление. Так, в упомянутом примере экспериментальными факторами, (независимыми) переменными могут быть, наряду с методом проектов, стиль общения учителя, а также используемые при объяснении средств наглядности. При правильном, с учетом статистического анализа, отборе независимых переменных в данном случае возникает благоприятная возможность оценить влияние на результаты эксперимента не только отдельных факторов, но и их взаимодействия. С точки зрения у с л о в и й п р о в е д е н и я различают естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент представляет собой исследовательскую деятельность в обычных условиях учебно-воспитательного процесса. Основное преимущество такого вида эксперимента заключается именно в том, что он осуществляется в нормальной для испытуемых педагогической обстановке. Это имеет большое значение для практического применения полученных в ходе эксперимента выводов. Естественный вид эксперимента выбирается тогда, когда предполагается, что исследуемое новшество следует проверять только в естественных условиях, а ход и результаты эксперимента не окажут нежелательных последствий на учебно-воспитательный процесс. В естественном эксперименте различают параллельный и перекрестный эксперименты. Специфика естественных условий эксперимента создает известные трудности в достижении его цели. К таковым следует отнести: – ограниченное учебное время; – строго определенное содержание учебного материала; – возможное отклонение педагога от плана проведения эксперимента; – сравнительно большие коллективы учащихся и т.д. В данных условиях достаточно сложно: – изучить закономерности, заложенные в предмете исследования; – абстрагироваться от естественных условий образовательного процесса; – выровнять контрольную и экспериментальную группы. Лабораторный эксперимент представляет собой исследовательскую деятельность в специально организованных и контролируемых условиях (иногда с применением специальной аппаратуры). Он может проводиться или с отдельными учащимися, или с небольшими группами. К д о с т о и н с т в а м лабораторного эксперимента следует отнести: – возможность достаточно легко моделировать исследуемую ситуацию, что упрощает педагогическую реальность; – более надежную изоляцию изучаемых явлений от сопутствующих; – легкость воспроизведения, повторения исследуемого процесса; – возможность относительно полно контролировать промежуточные данные, что позволяет регулировать ход эксперимента; – обеспечение более полного и точного представления об исследуемых явлениях; – возможность более точных измерений; – применение специальной аппаратуры. Основной недостаток лабораторного эксперимента — искусственность обстановки, что в определенной степени сказывается на достоверности результатов и их интерпретации. В связи с этим требуется апробирование полученных данных в естественных условиях. Особенно сказанное касается воспитательных экспериментов. Процесс э к с п е р и м е н т а л ь н о - и с с л е д о в а т е л ь с к о й д е я т е л ь н о с т и, с учетом решаемых задач, разделяется на ряд этапов. I этап — теоретическое изучение исследуемой проблемы и про II этап — развернутые долговременные эксперименты с исполь III этап — обработка материалов педагогического эксперимен IV этап — более широкое внедрение полученных результатов в педагогическую практику. В зависимости от преследуемой исследователем ц е л и различают констатирующий, поисковый, формирующий и контролирующий эксперименты. В констатирующем эксперименте исследователь экспериментальным путем устанавливает фактическое состояние изучаемых явлений, процессов, зависимостей. Иногда такой эксперимент называют методом «срезов». Главная цель констатирующего эксперимента — зафиксировать существующие реалии, отражающие состояние изучаемого вопроса, дающие моментальный «снимок» настоящего положения исходных данных исследования. Это может быть уровень знаний, умений и навыков учащихся по какой-либо теме; степень развитости некоторого психофизиологического качества, мыслительного процесса, специальной способности. Поисковый (пилотажный) эксперимент — пробно-поисковый вид эксперимента, который проводится до основного — формирующего, являясь его упрощенной формой. Поисковый эксперимент, представляя собой своеобразный «зондаж», он применяется для установления необходимого числа испытуемых, уточнения характера и содержания экспериментальных материалов. Основная цель поискового эксперимента — определить главное направление, принципы организации и методы основного эксперимента, уточнить его предмет, гипотезы и задачи. Формирующий (обучающий, воспитывающий, развивающий, созидательный, преобразующий) эксперимент связан с целенаправленным изменением исследуемых явлений, процессов. Формирующий эксперимент — основной, самый длительный и трудоемкий вид эксперимента. Он требует полной самоотдачи исследователя. Он служит «оселком», на котором проверяется весь комплекс экспериментаторских умений исследователя, его мастерство. Основная черта формирующего эксперимента, по определению В.В.Давыдова; «… не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность»1. Использование формирующего эксперимента связано с перестройкой определенных характеристик учебно-профессионального процесса и выделением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности обучаемых. По существу, данный метод выступает в качестве средства проведения широкого исследования с использованием всех других методов. 1 Давыдов В.В. О двух основных этапах развития детской и педагогической психологии // Психология обучения и воспитания. — М., 1978. — Вып. 5. Формирующий эксперимент, согласно развернутому определению, данному В.В.Давыдовым, — это эксперимент, во-первых, массовый, т.е. статистически значимый; во-вторых, осуществляемый для реализации той или иной теоретической концепции; в-третьих, длительный, пролонгированный и, наконец, комплексный, требующий совместных усилий педагогов-теоретиков, дидактиков, методистов, и поэтому его следует организовывать в особых учреждениях. Формирующий эксперимент используется при поиске оптимальных технологий профессионального образования, эффективной методики профессиональной подготовки на предприятии, инновационных способов повышения квалификации. Контролирующий (проверочный, уточняющий) эксперимент осуществляется с целью проверки результатов воздействия формирующего эксперимента на исследуемые явления, процессы. Показатели контролирующего эксперимента сравниваются с данными констатирующего эксперимента. Количественное выражение результатов эксперимента крайне трудно в психологических исследованиях. Поэтому количественные данные имеют, как правило, относительную, а не абсолютную значимость. Они позволяют сравнить уровни двух групп, но не позволяют определить абсолютную характеристику каждой из них. Тем не менее, психологическая наука разработала разного рода шкалы для измерения личностных изменений путем создания ситуаций, позволяющих не дожидаться изменений в реальной учебно-профессиональной деятельности. При проведении эксперимента возможно в широких пределах варьировать условия протекания изучаемого процесса, выделять влияние переменных факторов, изучать их взаимосвязи и тем самым устанавливать закономерности и механизмы психических явлений. Важное достоинство эксперимента — возможность качественной оценки изучаемых процессов, количественного учета исходных данных, что позволяет математически обрабатывать результаты исследования и формулировать статистически значимые выводы. Таким образом, экспериментальные методы основываются на точном учете изменяемых независимых переменных, которые влияют на зависимую переменную (объект эксперимента). Специфика экспериментальных исследований состоит в том, что они предполагают: – организацию специальных условий учебно-профессиональной деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых; – изменение этих условий в ходе исследования. Строка
|