![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация возрастных периодов
В одной из распространенных современных международных классификаций выделяются следующие возрастные этапы: – младенческий возраст — от рождения до 3 лет, – раннее детство — от 3 до 6 лет, – детство — от 6 до 12 лет, – подростковый (юношеский возраст) — от 12 до 18 лет, – молодость — от 18 до 40 лет, – зрелость — от 40 до 65 лет, – пожилой возраст — от 65 лет1. Краткое рассмотрение периодизации человеческой жизни показывает, что общепринятой классификации не существует. Оче- Квинн В. Прикладная психология. — СПб., 2000. видно, следует, что границы возрастов определяются не только хронологией. Рассмотрим периодизации развития личности, представленные в психологических теориях. Личность — субъект прежде всего социальных отношений и сознательной деятельности, поэтому в качестве основания периодизации становления личности выбирается социальная ситуация развития или ведущая деятельность. Важное значение придается культурно-исторической обусловленности развития личности. Б.Г.Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например, предшкольное, дошкольное и школьное детство»1. В зарубежной психологии широкое признание получила эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Ее центральное положение гласит: человек в течение жизни проходит через несколько универсальных стадий. Развертывание этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созре-вания2. Э.Эриксон выделил восемь основных стадий психосоциального развития. Каждая стадия сопровождается кризисом, который содержит и позитивный, и негативный компоненты. Он выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них существует приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития. Стадии развития личности представлены в табл. 83. В первой графе таблицы перечислены стадии и указан приблизительный возраст их наступления; во второй — обозначены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в третьей — представлены сильные стороны «эго» или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению кризиса. 1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. — С. 104—105. 2 Согласно эпигенетическому принципу личность развивается ступенчато, 3 См.: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. Таблица 8 Стадии психосоциального развития (по Э.Эриксону)
В отечественной психологии получила распространение периодизация детства Д.Б.Эльконина. Основываясь на разработанной им концепции развития психики ребенка, Д.Б.Эльконин разделяет детство на эпохи с последовательно чередующимися периодами, первый из которых характеризуется усвоением задач и развитием мотивационно-потребностной стороны деятельности, а второй — усвоением способов деятельности. Каждому периоду соответствует четко фиксированная ведущая деятельность: – непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года); – предметно-манипулятивная деятельность (от 1 года до 3 лет); – сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет); – учеба (от 7 до 12 лет); – интимно-личностное общение (от 12 до 15 лет); – учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет)2. 1 Идентичность — близка по значению к понятию «самоопределение». 2 См.: Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в дет Таким образом, в данной возрастной периодизации в качестве основных критериев развития выступают два показателя: мотива-ционно-потребностная сфера и операционно-технические возможности детей. Отсутствие определенных временных границ говорит о том, что автор сделал акцент не на метрической, а на типологической характеристике возрастного развития. А.В.Петровский, анализируя эту концепцию, возражает против выбора в качестве основания периодизации детства ведущей деятельности. «Всестороннее и гармоничное развитие личности, — пишет он, — не может на каждом возрастном этапе определяться всего лишь одним ведущим типом деятельности»1. Далее А.В.Петровский уточняет свою позицию: «В качестве личностнообразую-щей ведущей деятельности на каждом возрастном этапе необходимо формировать комплексную, многоплановую деятельность, или, точнее, динамическую систему деятельностей, каждая из которых решает свою специальную задачу, отвечающую социальным ожиданиям, и в этой системе нет оснований выделять «ведущие» или же «ведомые» компоненты»2. А.В.Петровский предлагает альтернативную социально-психологическую концепцию развития личности и возрастной периодизации. Решающее значение в ней отводится развитию личности в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза. Опираясь на это концептуальное положение, А.В.Петровский строит обобщенную модель развития личности в онтогенезе и разрабатывает периодизацию данного процесса, имея в виду самую общую картину становления социально зрелой личности3. На рис. 4 представлена многоступенчатая схема периодизации с выделением эр, эпох, периодов, фаз развития личности. Важную роль в развитии личности играют фазы адаптации, индивидуализации и интеграции. Фаза адаптации предполагает усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Вторая фаза характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Фаза интеграции отражает принятие личности коллективом, группой и отождествление индивида с группой. Каждая из фаз выступает как момент становления личности индивида в ее важнейших проявлениях и качествах. Какие же выводы можно сделать на основе обзора разных видов периодизации жизни человека и развития личности? 1. Классификация осуществляется по разным критериям: психофизиологическим, психосексуальным, психологическим и со-1 Психология развивающейся личности / под ред. А.В.Петровского. — М., 1987. — С. 5. 2 Там же. — С. 51. 3 См.: Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психоло Эпоха отрочества Инд > Ад Эпоха юности Инт > Инд \- Период старшего школьного i возраста ^.\ Период среднего школьного возраста Ей О
Период Т" " *С~ младшего школьного возраста ^ > U-
P. 05 Период раннего детства Период детсадовского детства Эпоха детства Ад > Инд I ~^ч — просоциальное развитие личности; /^ — асоциальное развитие личности; Рис. 4. Возрастная периодизация развития личности АД — адаптация; Инд — индивидуализация; Инт — интеграция циально-психологическим. Анализ работ по проблеме периодизации показывает, что камнем преткновения становятся именно критерии классификации. Попытки найти единый критерий для периодизации всего онтогенеза человека не увенчались успехом. 2. Следует различать периодизацию жизни человека и периодизацию становления личности. Период детства дифференцируется существующей в стране системой дошкольного и школьного образования. Закон «Об образовании» и уставы образовательных учреждений определяют границы дошкольного (3—6, 7 лет) и школьного возраста (6, 7—17 лет). Образование в школе включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее общее. В настоящее время обсуждается вопрос о введении 12-летнего среднего общего образования, что, естественно, изменит границы возрастной периодизации. Основываясь на изложенных положениях, можно констатировать, что рассмотренные критерии периодизации детства являются скорее личностнообразующими факторами становления детей на разных ступенях образования. Для онтогенеза человека продуктивными представляются классификации по психофизиологическим и психосексуальным основаниям, в плане развития личности — на первое место выходит социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личностные новообразования. Вся человеческая жизнь может дифференцироваться по каким-то общим критериям. Выделение единых критериев становления личности затруднено ввиду огромных качественных личностных преобразований, возникающих при переходе от одной эпохи развития личности к другой. Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин считали, что для детства оправданно использование одних критериев, а для взрослости нужны иные основания. Исходя из этого положения в становлении личности можно выделить пять периодов: дошкольное детство (до 7 лет), школьное детство (до 18 лет), раннюю взрослость (до 23 лет), взрос-лость1 (до 60 лет) и старость (после 60 лет). Дифференциацию детского возраста целесообразно осуществлять по двум основаниям: социальной ситуации развития и ведущей деятельности (Д.Б.Эльконин). Психологические новообразования характеризуют своеобразие, особенность каждой стадии развития. Переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами становления, которые не всегда вызывают эмоциональные переживания и поэтому не осознаются личностью.
|