Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные концептуальные положения






Базовая категория становления личности в онтогенезе — лич­ность. В психологии представлены различные ее определения. Наиболее продуктивно для нашего анализа определение, данное А.В.Петровским. «Личность — это системное (социальное) каче­ство, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представлености обществен­ных отношений в индивиде»1. В последующей фундаментальной работе А.В.Петровский уточняет свое понимание личности: это «…есть особая — идеальная — форма бытия человека, придающая ему свойство субъективности, т.е. способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире»2. В данном определении для нас принципиально положение о становлении личности.

Проблемы развития, социализации и становления личности сложны и дискуссионны, в психологический литературе нет од­нозначных определений данных процессов, по-разному тракту­ются их источники и движущие силы.

Наиболее общее понятие — развитие представляет собой пос­ледовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в опреде­ленные моменты регресс), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики. Психическое развитие — возникновение нового, переход к которому носит скачкообраз­ный характер, оно неизменно включает в себя перерывы посте­пенности. Стабильность и устойчивость личности постоянно со-

1 См.: Петровский А.В. Введение в психологию. — М., 1995. — С. 386.

2 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учеб.
пособие. — М., 1998. — С. 230.


провождаются ее изменением, обогащением. Развитие — основ­ной способ существования личности.

Развитие психики служит важнейшим фактором развития лич­ности, которое происходит в процессе выполнения многоплано­вых видов деятельности и общения. На развитие личности влияет социальная среда. Значимый фактор — потребность быть личнос­тью.

Социализация — процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения социального опыта, осуществляемые в деятельности и общении. Социализация личности происходит в социальных институтах, семье, школе, профессиональных учеб­ных заведениях, общественных организациях, а также в нефор­мальных объединениях. Она может носить регулируемый, целе­направленный и нерегулируемый, стихийный характер. По мне­нию Б.Г.Ананьева, социализация протекает в двух направлениях: становление человека как личности и как субъекта деятельности. Результатом является образование индивидуальности. Процесс социализации сопровождает весь онтогенез человека.

Рассмотрим основные стадии социализации.

1. На стадии первичной социализации (от рождения до подрост­кового периода) ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. На стадии индивидуализации возникают желание выделиться среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации и самоопределения характеризуется как промежуточная социализа­ция, из-за неустойчивости в мировоззрении и характере подрост­ка. В юношеском возрасте происходит концептуальная социали­зация, когда определяется смысл и вырабатывается стиль жизни.

3. Стадия интеграции наступает в молодости и протекает бла­гополучно, если человек принимается группой, обществом. В про­тивном случае возможны:

– сохранение своей непохожести и агрессия во взаимоотноше­ниях с людьми и обществом в целом;

– изменение себя, чтобы «стать как все»;

– конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зре­лости, трудовой деятельности человека, когда он не только усваи­вает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. На послетрудовой стадии социализации человек пожилого возраста рассматривается как личность, вносящая существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям1.

См.: Столяренко Л.Д. Общая и профессиональная психология. — М., 2003.


Понятие «становление личности» в психологии еще не полу­чило четкого определения. Мы рассматриваем становление как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изме­нения личности под влиянием социальных воздействий и соб­ственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает по­требность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворе­ния. Экстраполируя себя в будущее, желая его, личность сама себя формирует, творит. По мере становления личности растет целос­тность, интегративность ее психологической организации, усили­вается взаимосвязь различных свойств и качеств, накапливаются новые потенции развития. «Сфера истинного бытия человека как личности — это сфера его выхода за пределы себя»1.

Центральная проблема становления личности — раскрытие за­кономерностей перехода от низшего уровня развития к высшему. В становлении личности выделяются периоды, стадии. Переход от одного уровня к другому осуществляется на основе диалекти­ческого принципа развития: в процессе эволюции возникают и накапливаются противоречия, которые приводят к скачку, к пе­реходу на новый, более высокий уровень. Качественное отличие уровней развития обусловливается особым сочетанием внутрен­них процессов развития и внешних условий, типичных для дан­ного периода.

Кроме стадиального развития выделяют еще функциональное, т.е. осуществляющееся внутри определенной стадии и ведущее к количественному накоплению качественно новых элементов, ко­торые и образуют потенциальный резерв. Создание внутренних потенций развития — результат активного взаимодействия инди­вида с окружающим миром в форме деятельности, выступающей постоянным источником обогащения психики. Результат деятель­ности, если он действительно соответствует осуществлению по­ставленной цели, всегда богаче, содержательней ее.

Отечественные психологи раскрывают качественное своеобра­зие каждого периода (стадии) развития личности на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятель­ность.

Идея социальной ситуации развития была сформулирована Л.С.Выготским для характеристики системы отношений между ребенком и социальной действительностью. «Социальная си­туация развития, — писал он, — представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в раз­витии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок

1 Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М., 1981. — С. 5.


приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из со­циальной действительности, как из основного источника разви­тия, тот путь, по которому социальное становится индивидуаль-ным»1.

Рассматривая периоды (стадии) становления личности, следу­ет анализировать социальную ситуацию развития, которая харак­теризуется прежде всего системой взаимоотношений личности с окружающими. Входя в различные формальные и неформальные группы, личность определяет свое отношение к групповым нор­мам и ценностям, усваивает новые социальные роли. Важным моментом развития личности на определенной стадии становится ее отношение к самой себе. Осознание своих свойств и качеств приводит индивида к формированию потребности быть личнос­тью. «Потребность быть личностью, потребность в персонализа-ции обеспечивает активность включения индивида в систему со­циальных связей и вместе с этим оказывается детерминирован­ной этими социальными связями»2.

Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н.Леонть­ева. «Это такая деятельность, — указывает он, — развитие кото­рой обусловливает главнейшие изменения в психических процес­сах, психологических особенностях личности на данной стадии ее развития»3. Каждая стадия становления характеризуется разнооб­разными видами деятельности; осуществляя их, личность разно­стороннее развивается. Но всегда имеется одна деятельность, ко­торая выполняет определяющую, ведущую функцию в развитии личности. Особую роль в превращении той или иной деятельнос­ти в ведущую играет отношение личности к ней. Если деятель­ность выполняется охотно, заинтересованно, если она приобрела для индивида особый личностный смысл, то основное развитие инициируется в первую очередь ею.

Ведущая деятельность имеет следующие признаки:

– от нее зависят основные психологические новообразования каждой стадии становления личности;

– в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельно­сти;

– в ней возникают и формируются частные психические про­цессы.

Каждая стадия развития имеет свое особое значение для пси­хики человека и характеризуется уникальными психологически­ми новообразованиями, которые, включаясь в состав генетически

1 Выготский Л.С. Проблемы возраста // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1984. — Т. 4. —
С. 258—259.

2 Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид, его потребность быть личнос­
тью // Вопросы философии. — 1982. — № 3. — С. 50.

3 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. — М., 1983. —
Т. 1. — С. 286.


более поздних стадий, не растворяются в них, а, наоборот, суще­ственно обогащаются, ибо новая, более сложная система наделяет своим системным качеством формы психики, поведения, деятель­ности, возникшие на предшествующих стадиях. При этом чем полноценнее развиваются генетически ранние формы психики, тем богаче потенции для последующего ее прогресса.

Целостность процесса развития личности обеспечивается един­ством непрерывности и прерывности. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость в рамках одной социаль­ной ситуации. Прерывность характеризует качественные измене­ния при переходе от одной стадии к другой. Таким образом, в психическом развитии человека можно выделить периоды накоп­ления возможностей, новых потенций развития и фазы дезорга­низации сложившейся психологической системы личности, ее перестройки и формирования новой целостности, центром кото­рой становится иное, нежели ранее, психологическое новообра­зование. Эти периоды называются критическими. Они характе­ризуются сменой ведущей деятельности, темпа развития; повы­шенной уязвимостью, внутренней растерянностью, метаниями, переоценкой самого себя и других.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал