![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О взаимодействии индивидного, личностного и профессионального развития человека
Характеристика человека как индивида определяется его биологическими свойствами: наследственностью, особенностями организма, состоянием здоровья, физической и психической энергетикой. Индивидные качества влияют на темп и уровень развития человека и как личности, и как профессионала. К ведущим личностным характеристикам человека относятся его отношения, мотивы, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Они косвенно, опосредованно влияют на индивидное развитие и в основном обусловливают профессиональное становление. Уровень профессиональных достижений человека определяется и индивидными особенностями, и личностными характеристиками. Реальные сценарии жизни человека отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А.Бодалев выделяет несколько сценариев развития взрослого человека. Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение характеризует слабовыра-женное развитие человека и как личности, и как работника, ибо отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, низкий уровень трудоспособности. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, в привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане. Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погруженность в работу — особенности, так называемых, трудоголиков. Относительное соответствие темпов индивидного, личностного и профессионального развития — оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя1. На индивидное развитие решающее влияние оказывают биологические факторы, на личностное — психические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное — социально-экономические факторы и ведущая (профессиональная) деятельность. Все три перечисленные вида взаимосвязаны, и если учесть, что развитие идет неравномерно, то у каждого человека складывается своя уникальная его траектория. Большое влияние на индивидуальные сценарии профессионального становления оказывает содержание профессиональной деятельности. Профессиональные достижения, удовлетворяя потребности в самоутверждении, ведут к перестройке профессионального самосознания, влияют на систему мотивов, отношений и ценностных ориентаций и в конечном счете инициируют перестройку всей структуры личности. В отдельных случаях хорошее физическое развитие становится условием и побудителем высокой профессиональной активности и основой успешного личностного роста. Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что индивидное, личностное и профессиональное развитие человека в индивидуальной жизни взаимодействуют и порождают широкий спектр сценариев профессиональной жизни. Вершинные достижения человека располагаются на разных стадиях профессионального становления личности. В самом общем виде детерминация 1 См.: Бодалев А.А. Вершина в развитии человека: характеристики и условия достижения. — М., 1998. Противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности Внутриличностные противоречия Факторы, детерминирующие развитие Внешние Социально-экономические условия Ведущая учебно-профессиональная и профессиональная деятельность Технико-технологический уровень деятельности Система стимулирования профессионального роста Случайные обстоятельства и жизненно важные события Внутренние Биопсихические и физиологические особенности Социально-профессиональная активность Мотивы и смыслы профессиональной деятельности Потребности в реализации своего профессионально-психологического потенциала Потребность в самореализации Кризисы профессионального становления Иррациональные тенденции развития Личностное и профессиональное развитие Самоактуализация профессионального становления Рис. 5. Детерминация становления личности индивидного, личностного и профессионального становления личности представлена на рис. 5.
|