![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дошкольное детство
Дошкольное детство включает следующие с т а д и и с т а н о в-л е н и я: новорожденность (до 2 месяцев), младенчество (до 1 года), раннее детство (до 3 лет) и дошкольный возраст (до 7 лет). Младенчество (до 1 года). Ведущая деятельность ребенка этого возраста — эмоционально-телесное общение со взрослым (матерью). Наблюдения психологов показывают, что для полноценного психического развития ребенка необходим эмоционально-телесный контакт со взрослым. Дефицит общения отрицательно сказывается на эмоциональном и интеллектуальном развитии младенца. При общении со взрослыми у младенца развивается восприятие, постепенно вырабатывается моторика. На основе восприятия и действий развиваются простейшие формы наглядно-действенного мышления. К концу первого года жизни ребенок начинает активно овладевать речью, уже произносит 10—20 слов. Завершается этот этап становления кризисом, отражающим переломный момент в развитии и выражающимся в всплеске самостоятельности, появлении аффективных реакций. Аффективные вспышки возникают, когда взрослые начинают ограничивать активность ребенка, не понимают его и не выполняют то, что он хочет. Острые эмоциональные реакции выражаются в том, что ребенок становится капризным: пронзительно кричит, падает на пол, кидает игрушки и т.п. Раннее детство (1—3 года). Кризис первого года символизирует переход к новому этапу — раннему детству. Ребенок вступает в новую эпоху жизни — активного освоения окружающего пространства и предметного мира. У него интенсивно развивается речь, психические функции: восприятие, память, мышление, внимание. В раннем детстве ведущей деятельностью становится предмет-но-манипулятивная. Ребенок учится пользоваться окружающими бытовыми предметами, манипулирует игрушками. Все это способствует развитию сенсорно-моторной сферы, что положительно сказывается на формировании в дальнейшем трудовых умений и навыков. Предметно-манипулятивная деятельность обогащает психику и тем самым благоприятствует развитию наглядно-действенного мышления, «сенсомоторного интеллекта» (Ж.Пиаже). В общении с близкими взрослыми преобладают мотивы сотрудничества, побуждающие к совместным действиям при освоении окружающих бытовых предметов и модульных элементов игрушек. Эмоциональное общение по-прежнему очень важно. Развитие эмоционально-потребностной сферы тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Вначале ребенок начинает узнавать себя в зеркале, на фотографии, затем называть себя по имени и, наконец, к трем годам он делает величайшее открытие в своей жизни — осознание своего Я. Открытие Я приводит к появлению первичной самооценки («я хороший», «я молодец»). Дошкольный возраст (3—7 лет). Возникновение самооценки означает начало нового этапа становления ребенка и приводит к кризису трех лет — одному из наиболее трудных моментов в его жизни. Это разрушение уже сложившихся отношений со взрослыми, возрастание самостоятельности ребенка. Кризис выражается в негативизме, упрямстве, строптивости, протесте — бунте, деспотизме, ревности и т.п. Все перечисленные виды протеста свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение ко взрослым и самому себе. Социальная ситуация развития ребенка после трех лет характеризуется новыми отношениями. Это связано с повышением значимости общения со сверстниками, поступлением в детский сад. На смену предметно-манипулятивной деятельности приходит игра. В совместной деятельности со взрослыми ребенок научился манипулировать с разными предметами и теперь может пользоваться ими самостоятельно. Постепенно он переходит к разным видам игр: образно-ролевым, сюжетно-ролевым, играм по правилам. В играх воспроизводятся роли и отношения взрослых, имитируется предметная деятельность. Способность к символическому замещению в процессе игры реальных предметов неоформленными: палочками, брусками, железками, стеклышками и др. — развивает образное мышление детей, подготавливая их к освоению знаковых функций реального (предметного) мира. Следует заметить, что широкое распространение в настоящее время игрушек — точных копий реальных вещей (самолеты, машины, кухни, куклы), сдерживает развитие чрезвычайно важной для этого возраста психической функции — воображения. Игры дошкольников преимущественно ролевые. В сюжетно-ролевых играх осваиваются широко распространенные социально-профессиональные роли: продавца, врача, воспитателя, летчика, солдата, шофера и др., что способствует формированию первоначального представления о мире профессий. Избирательное отношение к профессиональным ролям — начало профессионального самоопределения. Играя эти роли, ребенок овладевает также трудовыми умениями и усваивает профессионально ориентированные отношения. Можно констатировать, что в сюжетно-роле-вой игре возникает первоначальное избирательное отношение к профессиям, которое в дальнейшем повлияет на профессиональный выбор. Потенциальные возможности дошкольного детства в профессиональной социализации велики и требуют специального исследования. Анализ психобиографий педагогических работников показывает, что игры в дошкольном детстве во многом определили их профессиональный выбор. Игра способствует усвоению норм и правил поведения, развивает произвольность психических процессов, помогает обучению и полноценному общению детей друг с другом. Основная линия психического развития — переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, что соответствует «репрезентативному интеллекту» (мышлению в представлениях), согласно терминологии Ж.Пиаже. Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как девочку или мальчика. Большое значение в обогащении его самосознания принадлежит играм, которые приобретают профессионально-ролевой характер. В дошкольном детстве ребенок переживает несколько возрастных кризисов: кризисы новорожденности, первого года, трех лет и семи лет. Для профессионального становления личности важен кризис трех лет, означающий переход от предметно-манипуля-тивной деятельности к игре, от операционально-предметной сферы к смыслообразующим отношениям. Кризис семи лет свидетельствует о переходе к нормативным учебным действиям со знаками и о готовности к обучению в школе. Таким образом, дошкольное детство завершается при возникновении у детей психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность определяется достаточно высоким уровнем развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности психических процессов. Обобщенная характеристика становления личности в дошкольном детстве приведена в табл. 13. Т а б л и ц а 13
|