![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личности. Личность — это интегративное качество, поэтому ее продуктивное становление зависит от жизнедеятельности человека
Личность — это интегративное качество, поэтому ее продуктивное становление зависит от жизнедеятельности человека. Жизнедеятельность определяется, прежде всего, окружающей природной средой: географическими и климатическими условиями. Становление личности в горных или равнинных районах, на Юге или на Севере будет существенно отличаться, поскольку природная среда оказывает влияние не только на характер и способности человека, но и на темп и траекторию психического развития, определяя сценарий становления личности. Природная среда опосредованно определяет традиционные для данной местности виды трудовой деятельности и особенности культуры коренного населения, обусловливая содержание этнотехнологий. Существенным фактором становления личности является ее биологическая организация. Необходима нормальная наследственность, чтобы стало возможным психическое развитие. Мозг как биологическое образование — предпосылка появления сознания. Нервная система обладает врожденными органическими предпосылками для отражения окружающего мира. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков — некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. Конечно, они еще не гарантируют раз-80 вития способностей, происходящего под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека. Биологические особенности влияют на становление личности. Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств. Сами по себе свойства нервной системы не определяют психических качеств. Ни один нормальный ребенок не рождается «природно предрасположенным» быть смелым или трусливым, настойчивым или безвольным, трудолюбивым или ленивым, дисциплинированным или недисциплинированным. На базе любого типа нервной системы при должном воспитании можно выработать все общественно ценные черты характера. Например, выдержку и самообладание нужно и можно воспитать у представителя как безудержного типа нервной системы (по И.П.Павлову), так и у уравновешенного типа. Только в первом случае это будет труднее сделать, да и к тому же придется прибегнуть к иным путям и способам воспитания. Во-вторых, биологические особенности влияют на уровень достижений человека в какой-либо области. Существуют врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими применительно к овладению определенной деятельностью и одновременно уступать им же в отношении возможностей овладения иной деятельностью. Так, ребенок с благоприятными природными задатками развития музыкальных способностей будет при прочих равных условиях быстрее развиваться в музыкальном отношении и добьется гораздо большего, нежели тот, у кого нет таких задатков. В этом смысле люди не равны. Благоприятные условия для полноценного становления личности — хорошее физическое здоровье и внешние данные. И конечно, огромно влияние пола. Гендерные различия и нормальное психосексуальное развитие определяют своеобразие становления личности. Личность по своей природе социальна, следовательно, источники развития ее психических свойств, творческой активности находятся в окружающей среде, в обществе. Социальная среда (в широком смысле слова), целенаправленное обучение и воспитание формируют психические особенности человека, а не служит условием для проявления чего-то изначально данного, генетически строго обусловленного. Особо подчеркнем решающую роль, которую играют обучение и воспитание как сознательный, целенаправленный процесс взаимодействия старшего поколения с младшим для формирования определенных качеств личности, отвечающих запросам общества. Следует также отметить, что личность — это активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияния среды. Поэтому условия жизни, внешние воздействия определяют становление личности не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой, его деятельность в данной среде. И правильнее говорить не о воздействии среды, а о процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой. Становление личности лишь в конечном счете обусловлено внешними условиями и воздействиями. Они всегда опосредуются жизненным опытом, преломляются через индивидуальные психические особенности. Человек как активное существо может и должен сам сознательно изменять свою личность, т.е. заниматься саморазвитием, самовоспитанием. Но и тогда этот процесс мотивируется средой. Так что и здесь опосредованно сказывается ее влияние. Таким образом, социально организованная и стимулированная деятельность человека — основа, средство и условие становления личности. К социальным факторам становления личности следует также отнести социально-экономические условия жизнедеятельности, систему образования и семью. Достаточный уровень экономического развития общества благоприятно сказывается на полноценном становлении всех его членов. Вариативное общее образование — важное условие дифференциации траектории становления личности. Нормальные семейные отношения создают благоприятный фон для ее бесконфликтного развития. Важное значение в становлении личности принадлежит ей самой, ее активности, проявляющейся в стремлении выйти за рамки нормативных требований и предписаний, в феноменах надси-туативной и надролевой активности, в реальных вкладах в других людей1. Вкладывая себя в других, человек вносит изменения в собственные личностные характеристики. Запечатлевая, продолжая себя в других людях, он удовлетворяет потребность быть личностью, потребность в саморазвитии. Рассматривая факторы, инициирующие становление личности, следует также иметь в виду случайные обстоятельства, значимые, критические события. Становление личности имеет два взаимосвязанных измерения. Одно, вертикальное, отражает изменение места человека в социуме (социальный статус, роли, достижения, неудачи, потери и др.); другое, горизонтальное, представляет собой временное измерение как определенную последовательность стадий личностного развития с характерным для каждой стадии ограничением возможных способов реализации, осуществления себя. Рассмотренные факторы могут иметь разнополярную детерминацию, инициируя нормативное и отклоняющееся становление личности (табл. 11). 1 См.: Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учеб. пособие. — М., 1998. Т а б л и ц а 11
|