![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Периодизация взрослости
Рассмотрим сложившиеся в возрастной психологии подходы к периодизации взрослости. Данная проблема имеет несколько составляющих: существует неоднозначность понимания процессов развития по окончанию детства — непрерывно или стадиально оно осуществляется, плавные переходы или революционные изменения между стадиями, каково соотношение индивидуального и общевозрастного в развитии взрослого человека? Большинство авторов отмечают, что во взрослом периоде по сравнению с детством усиливается гетерохронность развития всех психических функций человека. Значительную роль в качестве источника развития личности взрослого человека исследователи отводят индивидуально-личностным, субъектным особенностям. Вопросы возраста остаются актуальными и неоднозначными в психологии. Категории возраста и развития зачастую отождествляются в психологии, хотя представление о том, что возраст — не источник, а 1 Отсутствие объективных критериев зрелости в индивидуальном развитии человека привело к тому, что в современной психологии понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость». форма развития (И.С.Кон, 1988; В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, 1995; В.В.Бочаров, 2001) представляется нам наиболее адекватным. Возраст — многомерное понятие, ключевая категория для наук, изучающих развитие человека. Границы возраста и его особенности достаточно условны, исторически случайны, не имеют самостоятельного значения. Возраст человека, по мнению Б.Г.Ананьева, — конвергенция биологического, исторического, психологического времени. Принято различать: паспортный возраст, биологический возраст; социальный возраст; психологический возраст и др. (И.С.Кон, 1988; В.В.Бочаров, 2001; А.А.Кроник, Е.И.Головаха, 1984). Паспортный возраст определяется буквальным количеством прожитых лет. Биологический возраст отражает состояние и функционирование организма, социальный возраст связан с уровнем соответствующего развития индивида, психологический возраст (в зависимости от концептуальных подходов) описывается через интеллект, степень нравственной зрелости, психосексуальный — субъективно переживаемый психологический возраст, зависящий от опыта и самореализации. Характеризуя взрослость, Г.С.Абрамова, Б.Г.Ананьев, Д.Бром-лей, М.В.Гамезо, Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко, А.В.Толстых выделяют стадии, периоды. Однако указания на критерии их выделения не приводятся. Возрастные периоды в различных классификациях в основном совпадают: юность (18—23 года), молодость (23—30 лет), зрелость (30—60 лет). При характеристике каждого периода рассматриваются личностнообразующие факторы: система отношений, ведущая деятельность, профессионализация и др. В.Ф.Моргун и Н.Ю.Ткачева подчеркивают, что по мере становления личности критерии периодизации, выделенные Д.Б.Эль-кониным, перестраиваются в следующей иерархической последовательности: 1) личностные новообразования; 2) ведущая деятельность; 3) социальная ситуация развития1. Э.Эриксон в качестве критериев периодизации приводит область отношений, результаты развития и механизмы приспособ-ления2. А.В.Петровский, как уже было отмечено выше, в качестве основного критерия периодизации приводит уровень развития группы. Трудности определения критериев периодизации взрослости объясняются тем, что ведущая деятельность, социальная ситуация развития не изменяются. Б.С.Братусь, анализируя развитие личности в зрелом возрасте, выделяет две стороны этого процесса: – потребностно-мотивационную сферу личности; 1 См.: Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личнос 2 См.: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. – операционально-техническую область деятельности. Изменение равновесия между обеими сторонами приводит к перестройке и личности, и деятельности, тем самым инициируя личностные сдвиги, которые и дифференцируют эволюционное становление личности. Периоды личностных сдвигов (28—34 года, 40—45 лет, 50—55 лет) оформляются в виде возрастных кризи-сов1. В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев, выделяют в онтогенезе периоды становления со-бытийности и ее реализации, а переходы между ними — кризисы рождения и развития, описывают во взрослом онтогенезе кризис молодости (27—33 года), кризис взрослости (39—45 лет), кризис зрелости (55—65 лет). Описывая критические периоды в динамике преобразований «со-бытийной общности», устойчивой системы связей и отношений между людьми, имеющей единые ценностно-смысловые образования, В.И.Сло-бодчиков и Е.И.Исаев выделяют два вида возрастных кризисов: кризис рождения и кризис развития. Первый — принципиальная смена типов развития в период становления новой формы событийной общности, знаменующая собой вступление на новую ступень субъектности. Второй кризис — возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с вырастанием индивида из существующей формы со-бытийности с другими людьми и освоением новых, собственных способностей. Вслед за «оживлением», «одушевлением» и «персонолизацией» (в детстве), субъектность проходит ступени «индивидуализации» и «универсализации» во взрослости. Каждая ступень, относительно завершенный цикл в развитии, представлена как последовательность периодов становления и реализации, проходящих через стабильные и критические стадии. Последовательность ступеней и смена форм развития субъективности в онтогенезе определяются единым ценностно-смысловм содержанием и целевой детерминацией развития. Взрослость описывается двумя со-бытийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей, творчество в системе экзистенциальных деятельностей. Вхождение в новую общность характеризуется кризисами рождения. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кризис юности (17—21 год) как разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую — кризис взрослости (39—45 лет) — разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни. В кульминационной точке общности происходит кризис развития — момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В первой общности строит- 1 См.: Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1980. — № 2. ся мировоззрение (27—33), во второй — собственная позиция личности в культуре и истории (табл. 9). Таблица 9 Схема периодизации субъективной реальности в период взрослости1
Взрослость — это еще и период определения своего места в мире профессий. Психологи, изучающие профессионализацию личности, выделяют стадии данного процесса. Е.А.Климов не претендуя на строгую научную дифференциацию профессиональной жизни человека предлагает следующую профессионально ориентированную периодизацию2: – оптация (12—17 лет) — период выбора профессии и учебно-профессионального заведения; – профессиональная подготовка (15—23 года) — овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками; – адаптация (16—18 лет) — вхождение в профессию и привыкание к ней; – фаза интернала (18—23 года) — приобретение профессионального опыта; – мастерство (23—35 лет) — квалифицированное выполнение трудовой деятельности; – фаза авторитета (35—55 лет) — достижение профессионалом высокой квалификации; – наставничество (55—60 лет) — передача профессионалом своего опыта. 1 Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития 2 См.: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М., А.К.Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней: 1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией. 2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения в форме мастерства. 3. Суперпрофессионализм также включает три этапа: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности. 4. Непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности. 5. Послепрофессионализм — завершение профессиональной За рубежом широкое признание получила периодизация Дж.Сьюпера, выделившего 5 основных этапов профессиональной зрелости: 1. Рост — развитие интересов, способностей (0—14 лет). 2. Исследование — апробация своих сил (14—25 лет). 3. Утверждение — профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25—44 года). 4. Поддерживание — создание устойчивого профессионального положения (45—64 года). 5. Спад — уменьшение профессиональной активности (65 лет и более)2. Весьма продуктивной, на наш взгляд, представляется периодизация профессионализации, разработанная Ю.П.Поваренковым. В качестве ведущих критериев профессионализации он выделяет профессиональную продуктивность, профессиональную идентичность и профессиональную зрелость. Профессиональная продуктивность характеризует эффективность профессионального развития личности и степень соответствия результатов ее деятельности социально-профессиональным требованиям. Профессиональная продуктивность оценивается на основе показателей производительности, качества и надежности. Профессиональная идентичность свидетельствует о значимости для индивида профессии и профессионализации в целом как средства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включающих удовлетворенность 1 См.: Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — С. 56—57. 2 См.: Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сью- трудом, профессией, карьерой, собой, профессиональную самооценку, индексы самореализации и самоактуализации личности. Наиболее сложен критерий профессиональной зрелости. Профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного контура, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Для профессионально зрелой личности характерно умение соотносить свои возможности, потребности и профессиональные требования, выбирать оптимальную стратегию профессионального становления, в том числе и сознательно идти на риск или снижать уровень притязаний. Профессиональная зрелость — ведущий показатель становления субъекта профессионализации. В качестве хронологического основания периодизации Ю.П.-Поваренков рассматривает «профессиональный возраст» индивида, т.е. длительность профессионализации, трудовой стаж и т.д. Однако возрастные границы профессионализации Ю.П.Поварен-ков не указывает1.
|