![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы математической обработки
Особую группу исследовательских методов составляют приемы обработки данных. К ним относятся методы математической статистики (количественный анализ) и качественный метод-интерпретация полученных данных и их дифференциация материала по типам, группам, вариантам. Применение матстатистики в психологии позволяет исследователю разобраться в экспериментальном материале, сгруппировать данные, выделить скрытые факты, наличие и характер статистических связей. Математическая обработка результатов обеспечивает доказательность (репрезентативность) исследований. В сочетании с качественными показателями количественная обработка значительно повышает объективность психологического исследования. Достоверность выводов исследования не только определяется совершенством примененного математического аппарата, но и зависит от того, насколько адекватно величины, которыми мы оперируем, отражают реальные количественные характеристики изученных явлений и объектов. Несоблюдение этого требования превращает математическую обработку в пустое манипулирование формулами. Нахождение состоятельных количественных критериев для оценки тех или иных факторов и сторон обучения или воспитания — не математическая проблема. Эта задача решается психологическими исследованиями. Однако, чтобы ее решать, надо правильно измерять психологические явления, учитывая условия и границы применимости способов измерения. Измерение — приписывание чисел объектам и событиям в соответствии с определенными правилами. Шкала измерения — числовой (символический) ряд, позволяющий в обобщенном, абстрагируемом виде рассматривать степень выраженности, количество или частотность свойств изучаемого явления. В отличие от известных эталонных метрических шкал, имеющих в качестве единицы измерения (квант) метр, секунду, ампер и т.д., единицей измерения большинства педагогических шкал выступает некое субъективное различение — результат «кванти-рования» исследуемого явления. Измерение в научно-педагогическом исследовании должно отвечать следующим т р е б о в а н и я м: – релевантности — обоснованию применимости измерителя к измеряемому признаку; – надежности — вероятности отклонения приписываемого объекту значения от истинной его характеристики. Эта интегральная характеристика включает: точность, правильность, устойчивость, валидность; – точности измерения — количеству градаций переменной, которое может быть изменено в зависимости от задач исследования; – устойчивости — воспроизводимости результатов при многократных замерах; – валидности — показателю измеряемое оцениваемого качества. Простейший способ приписывания числовых характеристик предметам и явлениям — их регистрация. Она заключается в том, что выделяют какой-нибудь признак и отмечают каждый случай, когда в наблюдении или эксперименте возникает что-то с этим признаком. Так, при изучении мотивов учения на основе анкетного опроса определяют число студентов, выбравших тот или иной вариант ответа. Статистическая обработка результатов регистрирующего изучения позволяет сделать некоторые важные обобщения и выводы относительно всей совокупности изучаемых явлений в целом. Важная особенность регистрации: она позволяет применять количественное изучение даже там, где невозможно определить сами свойства изучаемых явлений, что очень часто встречается в психолого-педагогических исследованиях. Невозможно прямо измерить уровень знаний и умений студентов, развития тех или иных нравственных качеств, степень эффективности данного метода обучения и т.д. Но, регистрируя соответствующие события1: ошибки, поступки, проявления и т.д., можно получать определенные количественные характеристики всех этих признаков, устанавливать их частотность, а значит, определять возможные закономерности их выражения. Для определения границы применимости регистрации нужно как можно точнее сформировать критерий, позволяющий однозначно отличить объект с регистрируемым признаком от другого. Прежде, чем количественно определить профессиональную направленность студентов, нужно дать ее четкую формулировку и отобрать научно обоснованные критерии. Иначе трудно будет судить о репрезентативности выводов. Следующий способ количественной характеристики данных — операция упорядочения. Сущность ее заключается в том, что изучаемые явления распределяются в порядке возрастания или убывания величины определенного признака. Затем каждой группе объектов присваивается число, соответствующее месту этой группы в нарастающем или убывающем ряду. Число, показывающее порядок изучаемого признака у данных объектов, называется их рангом. После упорядочения данных часто осуществляют их группировку. Для этого определенный интервал значений изучаемого признака принимается за единицу меры. Значение признака в исследуемых явлениях будет определяться числом, показывающим, сколько раз данная единица меры укладывается в наблюдаемой величине. Условия, налагаемые на «интервальное» измерение, значительно строже, чем при регистрации или упорядочении: – наличие объективного эталона величины признака, принятого за единицу меры; – возможность прямо или косвенно сопоставлять любое измеряемое явление с этим эталоном; – неизменность измеряемых признаков в течение нужного периода времени. Выполнение этих трех условий не всегда удается в психологических исследованиях, отсюда трудности измерений и сложности применения аппарата математики. Полученные в результате измерения количественные характеристики обрабатываются методами математической статистики, позволяющими обобщить эмпирические результаты, объяснить причины «случайного» результата, дать ему определенное толкование. В заключение обзора методов исследования следует подчеркнуть, что нельзя ни противопоставлять одни из них другим, ни Событие — одно из вероятных явлений. абсолютизировать возможности некоторых. Выбор того или иного метода определяется предметом и задачами исследования. В любом психологическом исследовании применяется комплекс методов, взаимно дополняющих друг друга и позволяющих получить достоверные выводы. Методы исследования, используемые в психологии профессионального образования, имеют общепсихологическое происхождение и вместе с тем обладают своей спецификой. Близость психологии профессионального образования к психологии развития, психологии труда, возрастной и педагогической психологии обусловливает заимствование уже сложившихся методов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Чем отличаются методы теоретического и эмпирического исследования? 2. Приведите классификацию методов исследования Б.Г.Ананьева. 3. Обоснуйте классификацию методов исследования психологии профессионального образования. 4. Назовите основные неэкспериментальные методы исследования. 5. Укажите преимущества психометрических методов. 6. Рассмотрите особенности генетических методов исследования. 7. Назовите виды экспериментов и сопоставьте их достоинства и недостатки. 8. Назовите особенности наблюдения как метода исследования. 9. Перечислите виды опросных методов.
10. Назовите преимущества анкетирования. 11. Что такое формирующий эксперимент? 12. Определите понятие «тест». Какие виды тестов вы знаете? 13. Что такое измерение в психологии? 14. Назовите основные методы первичной статистической обработки. 15. Приведите примеры вторичной статистической обработки экспериментальных данных. 16. Приведите примеры инструментальных методов исследования. 17. Разработайте программу наблюдения практического занятия (поведению учащихся на уроке). Рекомендуемая литература Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 1999. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология методы психолого-педагогического исследования. — М., 2006. Ермолаева О.Ю. Математическая статистика для психологов. — М., 2002. Глуханюк Н. С., Белова Д. Е. Психодиагностика (практикум). — М., 2005. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: 2-е изд. — М., 2004. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. — Ростов н/Д, 1996. Р А З Д Е Л II
|