Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неэкспериментальные методы
Наблюдение — метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического восприятия. Наблюдение проводится, как правило, по жесткой программе (формализован-39 ное наблюдение), в отдельных случаях по плану (свободное наблюдение). Свободное наблюдение применяют на начальных этапах исследования. Оно позволяет скорректировать постановку вопросов, глубже вникнуть в суть изучаемой проблемы. Формализованное наблюдение ведется по стандартизированной программе; наблюдаемые события разбиты на отдельные элементы, которые фиксируются в протоколе. Отмечается частота их проявления, психическая напряженность, поведенческие реакции людей и т.д. Особенность наблюдения как метода исследования заключается в том, что сбор информации осуществляется при помощи разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. В зависимости от степени участия исследователя в наблюдаемом процессе различают: включенное наблюдение (исследователь входит в состав группы и выполняет все виды деятельности этой группы) и стороннее наблюдение (исследователь рассматривает ситуацию непосредственно или находится за пределами наблюдаемого действия; психические явления анализируются, на основе кино- или видеосъемки). В наблюдении выделяют следующие этапы. 1. Выбор объекта, определение цели, задач и времени наблюдения. 2. Определение длительности и предполагаемых результатов. 3. Составление плана наблюдения, подготовка документации (бланков, протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю), оборудования наблюдателя. 4. Сбор данных наблюдения (записи, протоколы). 5. Обработка и оформление результатов наблюдения (таблицы, графики, диаграммы). 6. Анализ результатов наблюдения и выводы. Наблюдение как метод психологии профессионального образования применяется при оценке организации учебного места и учебно-производственной ситуации в целом, при анализе коммуникации обучаемого, его поведения, профессиональной обучаемости и роста квалификации. Наблюдение целесообразно использовать при разработке психограмм профессий, исследовании особенностей профессионального обучения на рабочем месте. Негативные моменты наблюдения заключаются в недостаточной репрезентативности полученных данных из-за большого количества сопутствующих явлений и высокой вероятности субъективной интерпретации происходящего. При наблюдении приходится информировать обучаемых о задачах исследования, что вносит изменения в их учебно-профессиональное поведение и деятельность. Опросные методы представляют собой способы получения первичной информации об изучаемом индивиде или группе с помо- щью вопросов. При этом содержание вопросов представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Основная цель опроса состоит в получении информации об объективных или (и) субъективных (мнения, установки, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемых. При опросе опрашивающих называют интервьюерами, а опрашиваемых — респондентами. Опрос может быть непосредственным, устным (беседа, интервью) и опосредованным, письменным (анкетирование). Беседа — метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Прямое взаимодействие исследователя и респондента определяет большие возможности беседы как исследовательского метода. Личный контакт помогает глубже понять позицию и мотивы респондента. Динамичность, гибкость беседы обеспечивает хорошую адаптацию к непредвиденным ситуациям. Беседа может быть групповой, индивидуальной, коллективной. Она требует скрупулезной подготовки: до ее начала необходимо определить цель, круг респондентов, наметить план, уточнить предмет разговора, составить перечень вопросов (вопросник), установить место и время ее проведения. По структуре вопросов различают стандартизированные (структурированные) и нестандартизированные (неструктурированные) беседы. Стандартизированная беседа предполагает точную формулировку вопросов и определение их очередности. Результаты такой беседы, как правило, сравнительно легко обрабатываются. Она обычно используется при выяснении конкретных тенденций изучаемых явлений. Жестко заданная структура беседы не исключает получения неточных и неполных ответов. Нестандартизированная беседа проходит более свободно. Это, конечно, не говорит о том, что исследователь к такой беседе не готовится. Естественно, список вопросов подготавливается заранее, но их очередность, точная формулировка, а зачастую и содержание, определяются ситуацией, и во многом зависят от умения исследователя импровизировать в незапланированных обстоятельствах. Формулировка вопросов в беседе должна предполагать ответ в одной из следующих форм: а) полностью открытый ответ, б) частично открытый ответ, в) частично структурированный ответ с открытым концом, г) полностью структурированный ответ. Вопросы могут быть прямыми или косвенными. Последние зачастую более эффективны. Немаловажное значение имеет выбор способа регистрации данных беседы. Исследователь или сам записывает ответы респондента, предварительно подготовив схему записи, или же использует какие-либо технические средства (аудио-, видеомагнитофон). Интервью — способ получения информации с помощью устного опроса. Интервью — разновидность беседы. В процессе беседы происходит взаимный обмен информацией, а в интервью исследователь только задает вопросы, не высказываясь по их сути, а респондент только отвечает на них. Следовательно, интервью — односторонняя беседа. Анкетирование — метод психолого-педагогического исследования с помощью анкет. Анкетирование, в отличие от беседы и интервью, относится к опосредованным, письменным, методам исследования. Анкета — методическое средство для получения первичной педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с какой-либо задачей исследования. Своему широкому распространению в психолого-педагогических исследованиях анкетирование обязано рядом преимуществ: – жесткая логическая структура анкеты; – помимо вопросов анкеты (закрытого типа), предусматриваются и возможные стандартные варианты ответов; – анкета может охватить большое число респондентов; – для анкетирования не обязателен личный контакт интервьюера и респондента; – проведение анкетирования не требует квалифицированного специалиста; – анкеты (особенно закрытого типа) легко поддается математической обработке. Использование анкетирования как научного метода предъявляет серьезные требования к исследователю. Для объективации результатов опросных методов необходимы и другие, которые могут уточнить и дополнить результаты (наблюдение, изучение результатов деятельности и др.) Анализ продуктов деятельности заключается в психологическом изучении результатов учебно-профессионального труда обучаемых: графических документов (чертежей, схем, проектов), различных поделок, технических устройств, производственных изделий и т.п. Этот метод обеспечивает исследователя данными, отражающими индивидуальность каждого учащегося, его наклонности и интересы, раскрывающие отношение к учебе и работе, наличие тех или иных способностей, мотивы деятельности. Данные об одном учащемся, взятые за достаточно длительный период, могут сказать о динамике, а возможно и о тенденциях развития какого-либо качества. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об уровне профессиональной обучен-ности, развития профессионально важных качеств обучаемого: аккуратности, ответственности, точности и др. Анализ количества и качества изделий, изготовленных в течение определенного учеб- ного времени, позволяет определить уровень сенсомоторной обучаемости, время наступления утомления и сделать выводы о наилучшем режиме учебного труда.
|