Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Pound; о
Уровни образования Виды ведущей деятельности
Рис. 2. Модель образовательного пространства образования. Эти структурные составляющие пространства можно представить в виде т р е х в е к т о р о в - к о о р д и н а т (рис. 2): – субъекты развития, к которым относятся школьники, учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, студенты высшей школы, специалисты, профессионалы и суперпрофессионалы; – система непрерывного образования, составляющие которой — общее образование, допрофессиональная (профильная) подготовка, начальное и среднее профессиональное образование, высшее и последипломное образование; – многоплановые виды ведущей деятельности, которые выполняют личностно-развивающую функцию (учебно-познавательная, учебно-профессиональная, профессионально-образовательная, нормативно заданная, продуктивно-профессиональная, творчески ориентированная). Выделенные нами координаты — смыслообразующие характеристики одного из возможных вариантов образовательного пространства. Объединение в одно пространство этих трех объективно воспроизводящихся и развивающихся факторов позволяет рассматривать образовательное пространство как развивающееся. Развивающееся образовательное пространство — система психолого-педагогических уровней непрерывного образования, развивающихся видов деятельности и субъектов личностного и профессионального развития. Эти структурные составляющие выступают в качестве векторов-координат, образующих прямоугольное (евклидово) пространство. Функционирование данных структурных составляющих в режиме взаимосодействия образует открытое, воспроизводящееся и развивающееся образовательное пространство. Парадигмальной гипотезой исследования образовательного пространства стало предположение о том, что оно является причиной своего развития. В качестве детерминант развития выступают конструкты векторов-координат, образующих образовательное пространство. Это пространство характеризуется тремя с о с т о я н и я м и. 1. Взаимосогласование, взаимосодействие, взаиморазвитие векторов-координат придают стабильность, равновесие, устойчивость образовательному пространству и процессам, происходящим внутри него. Возникающие флуктуации не разрушают целостности пространства, в рамках которого происходит развитие и субъектов образования, и самой системы образования, адекватной требованиям общества и социально-экономическим условиям. Эволюционное развитие обеспечивается инновационными преобразованиями. 2. Дезинтеграция, рассогласование компонент образовательного пространства нарушают его определенность, устойчивость и рав- новесность, что приводит к возникновению сильных флуктуаций и возникновению неустойчивости, точек бифуркаций. Разрушение сложившейся устойчивости и динамического равновесия, возникновение возмущающих пространство внешних (социально-экономических, научно-технологических) и внутренних факторов (противоречий, кризисов, иррациональных тенденций) приводят к образованию открытого образовательного пространства и критических точек развития. Наступает время реформ и революционных преобразований. 3. Самоорганизация, спонтанный поиск взаимосогласования всех компонентов векторов-координат образовательного пространства вызывают к жизни избирательное функционирование открытого пространства в режиме взаимосодействия его компонент. Устанавливается состояние динамического равновесия. Развитие приобретает эволюционный характер. Стабильность пространству придают нормосообразные положения документов, регламентирующих функционирование в режиме взаимосогласования компонентов образовательного пространства. На смену последнему состоянию вновь приходит относительно равновесное. По существу, образовательное пространство характеризуется тремя состояниями: относительно стабильным, дезинтегративным, самоорганизующимся. Факторами, обусловливающими нарушение эволюционного развития и динамического равновесия образовательного пространства, выступают кардинальные изменения политической доктрины общества, социально-экономических условий, научно-технологический прогресс. Можно допустить, что внутри образовательного пространства периодически возникают «тектонические» противоречия, которые порождают инволюционный «взрыв», дезинтегрирующий взаимодействие ведущих компонентов векторов развития пространства1. Периодичность трансформации образовательного пространства сложно прогнозировать, но можно предвидеть приближение де-зинтеграционных процессов и вовремя принимать превентивные меры по охране образовательного пространства. К смыслообразующим характеристикам развивающегося пространства относятся: – открытость образовательного пространства обусловливает избирательность и возможность спонтанного «беспредельного» развития субъектов образования; – интегрирующим фактором взаимодействующих компонент образовательного пространства выступает ценностно-смысловая направленность, обусловливающая ансамбль возможностей развития всех трех структурных составляющих пространства; 1 См.: Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. — 2003. — № 5 (23). – механизмами самоорганизации открытого, динамического образовательного пространства выступают дестабилизация сложившейся образовательной системы, конверсионное взаимодействие компонентов, селективность, точки бифуркации; – открытое образовательное пространство выступает фактором развития как образования, так и личности обучаемых; – индивидуальное развитие субъектов образования детерминируется преодолением внешних и внутренних барьеров и имеет свои пределы. В заключение подчеркнем, что профессионально-образовательное пространство рассматривается как методологическое основание психологии профессионального образования. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Охарактеризуйте методологии исследования и образовательной деятельности. 2. В чем отличие системного подхода от синергетического? 3. Назовите основные принципы психологии профессионального образования. 4. Сопоставьте понятия «ценность», «смысл» и «значение» по А.Н.Леонтьеву. 5. Дайте характеристику профессионально-образовательного пространства. 6. Чем отличаются методы и методики исследования?
|