Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Генетические методы
Генетические методы исследуют возникновение и становление развивающихся педагогических явлений. Они предполагают, во-первых, анализ некоторого исходного состояния явления, во-вторых, выведение из него последующих состояний. Изучение педагогического явления в развитии — главное в генетических методах позволяет охарактеризовать его сущностные параметры, определить причинные зависимости. Анализ этих зависимостей может привести к результату, совершенно отличному от существующих ранее. С помощью генетических методов можно: – проследить за возникновением педагогического явления; – определить исходное состояние; – охарактеризовать последовательные изменения на различных ступенях его развития; – предложить новее педагогические меры; – выявить тенденции в процессе становления. К генетическим методам относиться лонгитюдный, психобиографии, каузометрия, анамнеза и мониторинговые исследования. Лонгитюдный метод — многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в развитии. Лонги-тюдные исследования проводятся на протяжении нескольких лет для установления профессиональных изменений (развития, деформаций) личности. Лонгитюдный метод оформился в психологии в 20-е гг. прошлого столетия и применялся в основном для изучения генезиса психики и научного обоснования психологического прогноза в детской и возрастной психологии. В последующие годы стали использоваться длинные (проводимые в течение 20—30 лет) лонгитюды1, в которых на больших группах испытуемых прослеживались изменения определенных показателей (адаптация к условиям работы, выбор профессии и удовлетворенность ею). Лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, опросов, тестирования, психографии, праксиметрии и др. Полученные в процессе лонги-тюда результаты зависят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономических условий, в которых проводилось исследование. Наличие стольких факторов усложняет получение достоверных результатов. И тем не менее считается, что лонгитюдные исследования обеспечивают высокую предсказательную валидность, надежность результатов, основанную на однородности изучаемой выборки. 1 Термин «лонгитюд» используется как синоним термина «лонгитюдное исследование». Лонгитюд позволяет проводить индивидуальный анализ полученных данных и устанавливать на его основе показатели профессиональных изменений. Подробный анализ дает возможность преодолеть недостатки сравнительно-возрастного метода, оперирующего усредненными данными. Обобщение индивидуальных траекторий профессионального развития приводит к монографическому описанию участвующих в лонгитюде испытуемых. Применение лонгитюдов в профпсихологии позволит изучить изменения индивидуальной траектории профессионального становления личности, выявить периоды спада, стабилизации, подъема. Сложности использования лонгитюдного метода обусловлены отбором испытуемых. Здесь возникает проблема, как обеспечить репрезентативность выборки. Трудности связаны также с определением ее размера. В известных зарубежных лонгитюдах выборка распределялась в интервале 200—2 000 испытуемых. Следующая проблема — определение оптимальных интервалов между измерениями. Как правило, обследования проводятся раз в год, хотя возможны и более длительные периоды. При исследовании профессионального становления личности в качестве интервала можно было бы избрать стадии и фазы профессионального развития. Немалую сложность при лонгитюдном исследовании вызывает выбор его длительности. Лонгитюд может длиться от 5 до 50 лет. Классическим считается Калифорнийский лонгитюд, проводимый с 1928 г. по сей день. Недостатки лонгитюдного метода связаны именно со значительной длительностью исследования. Личностные и профессиональные изменения могут стать следствием случайных или драматических событий. С годами сокращается число испытуемых, меняется состав исследователей, расширяется спектр исследуемых параметров, да и сами методики претерпевают изменения. Один из факторов, ограничивающих применение лонгитюда, — его высокая стоимость. Преодоление недостатков лонгитюдного метода возможно за счет применения других методов, в частности психобиографических. Психобиографические методы — это способы исследования и проектирования жизненного пути личности. Современные биографические методы направлены на реконструкцию жизненных программ, профессиональных планов, разработку сценариев профессионального развития личности. Биографические методы предусматривают контент-анализ автобиографий, мемуаров, построение траектории жизненного пути, диаграмм удовлетворенности профессиональным трудом и др. Эта группа методов включает каузометрию, психобиографию и др. Охарактеризуем отдельные из перечисленных методов, представляющие особую ценность для профпсихологии. Каузометрия — метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, предложенный Е.И.Головахой и А.А.Кроником1. Каузометрия проводится в форме интервью, которое включает следующие процедуры: биографическую разминку, составление перечня значимых событий, их датировку, анализ причин, породивших события, определение их значимости, эмоциональную оценку. Результаты интервью представляются в виде каузограммы — графика событий и межсобытийных связей, который отражает локализацию событий в календарном и психологическом времени. Каузометрия как метод исследования весьма ценна для психологии, так как позволяет определить критические точки профессионального становления, время их наступления, способы преодоления неблагоприятных событий, профессиональных инцидентов. Каузометрия применима также в профессиональном консультировании и психотерапии для анализа и коррекции сценариев профессиональной жизни, проектирования карьеры, преодоления профессиональной стагнации и кризисов. Психобиография — метод психологического изучения жизненного пути конкретных лиц. Первоначально психобиография использовалась для анализа карьеры политических деятелей, в дальнейшем она стала применяться для изучения становления деятелей науки и культуры, а также для исследования индивидуальных профессиональных биографий людей. Использование психобиографии в профпсихологии позволяет получить ценную информацию о зарождении профессиональных намерений, факторах выбора профессии, трудностях профессиональной адаптации, траектории карьеры, кризисах профессионального становления личности. Метод анамнеза профессионального становления — это сбор данных об истории развития человека как субъекта труда. Данный метод подробно рассмотрен Е.А.Климовым2. Профессиональный анамнез применяется для исследования мотивов труда, выявления некоторых профессионально значимых качеств, обнаружения критических (профессионально важных) событий, построения прогноза карьеры и т.д. Предметом рассмотрения выступают высказывания испытуемого о своем прошлом. Поскольку анамнестическое исследование включает систему бесед, то в число требований к нему входят все те, которые предъявляются к методу беседы. К генетическим методам исследования следует также отнести мониторинг профессионального развития и профессионально- Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. — Киев, 1984. См.: Климов Е.А. Введение в психологию труда. образовательного процесса. Мониторинг как метод исследования может быть рассмотрен с различных позиций, обусловленных его объектом. В качестве объектов мониторинга в системе профессионального образования могут выступать: – профессионально-образовательный процесс; – академическая успеваемость обучаемых; – учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых; – развитие личности обучаемых; – становление учебной группы; – профессиональная деятельность преподавателя; – профессиональное развитие преподавателя; – становление педагогического коллектива. В зависимости от выбранного объекта мониторинга возникают специфические цели и задачи, связанные с его реализацией на практике, т.е. в каждом случае требуется определенный вид мониторинга. При реализации любого вида мониторинга проявляются психологические особенности, обусловленные его объектом. Высокую значимость для системы профессионального образования приобретает мониторинг, объектами которого выступают развитие, как личности обучаемых, так и их учебной и учебно-профессиональной деятельности. Данный вид мониторинга позволяет получить информацию о характеристиках, структуре, развитии учебной и учебно-профессиональной деятельности обучаемых, об изменениях субъекта этой деятельности, т.е. личности (характеристик, структуры субъекта деятельности, формирование психологических новообразований).
|