Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциация становления личности в онтогенезе






Анализ работ по проблеме периодизации становления личнос­ти приводит к трем основным выводам:

1. Разнообразие траекторий индивидуального развития лично­сти во взрослом периоде жизни не позволяет выделить универ­сальные критерии периодизации взрослости: для одной группы людей определяющим фактором становится социальная ситуация развития (система общественных, семейных и профессиональных отношений), для другой — профессиональная деятельность и уров­ни интеграции в профессиональные сообщества, для третьей — психологические новообразования. В течение жизни эти факторы могут меняться, порождая огромное количество вариантов ста­новления личности.

2. Периодизация становления личности в онтогенезе по еди­ному психологическому критерию не оправданна. Онтогенез лич­ности целесообразно дифференцировать в зависимости от обще­ственных институтов организации жизнедеятельности людей в конкретных социально-экономических условиях. Система доми­нирующих социальных отношений, связей в относительно ста­бильной социальной среде определяет периоды становления лич­ности. В онтогенезе можно выделить 5 таких периодов, объеди­ненных общей социальной ситуацией развития:

1 См.: Поваренков Ю.П. Диалектика становления профессионала: Психологи­ческие основы периодизации профессионализации // Ярославский психологи­ческий вестник. Вып. 1 / под ред. Ю.К.Корнилова. — М.; Ярославль, 1999.


– дошкольное детство (0—6 лет);

– школьный возраст (7—17 лет);

– ранняя взрослость (18—23 года);

– взрослость (24—60 лет);

– старость (60 лет и более).

Своеобразие периода определяют личностнообразующие фак­торы развития, к которым относятся:

– природная среда;

– биогенетические особенности;

– социогенетические условия;

– собственная активность личности;

– судьбоносные, знаковые события.

Для дошкольного детства определяющими факторами служат биогенетические особенности и природная среда; для школьного возраста — социальные условия и биогенетические особенности; для ранней взрослости — социогенетические условия и собствен­ная активность личности, а также знаковые, судьбоносные собы­тия; в период взрослости на первый план выходят социально-экономические условия и собственная активность личности; в старости вновь большое значение приобретают биологические факторы, природная среда и социально-экономические условия жизни.

3. Периоды делятся на стадии становления — относительно самостоятельные ступени развития личности. Стадии отличаются личностнообразующими потребностями и ведущей деятельностью. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменениями в структуре потребностей, сменой или перестройкой ведущей де­ятельности, что порождает нормативные кризисы становления личности.

Основываясь на этих положениях, а также на принятой в оте­чественной психологии возрастной периодизации, приведем диф­ференциацию становления личности в онтогенезе (табл. 10).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что кладется в основы возрастной периодизации в антропологии и психологии?

2. Сравните стадии психосоциального развития Э.Эриксона и модель развития личности А.В.Петровского. Что кладется в основу их периоди­зации?

3. Какими психологическими явлениями сопровождаются переходы от одного возраста к другому?

Рекомендуемая литература Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие. — М., 1997.


Таблица 10 Дифференциация становления личности в онтогенезе

 

Период Стадии Основные потребности Ведущая деятельность Кризисы становления
Дошкольное детство Младенчество (0-1 год) Раннее детство (1 — 3 года) Дошкольный возраст (3 — 6 лет) Физиологические, в эмоцио­нально-телесном контакте В овладении предметным миром и ориентировке в нем В ролевом общении Общение со взрослыми Предметно - манипуля -тивная деятельность Игра Новорожденности Первого года жизни Трех лет
Школьный возраст Младший школьный возраст (7-10 лет) Подростни- чество (11-14 лет) Ранняя юность (15-18 лет) Познавательная, в поощрении со стороны учителя Стать взрослым, в нравствен­ном самоопределении В самоутверждении, профес­сиональном самоопределении, в общении с лицами противо­положного пола Учение Дифференцированная учеба Учебно - профессиональ-ная деятельность Семи лет Подростковый Юношеских ожи­даний, кризис идентичности
Ранняя взрослость Юность (18-23 года) В социальном и профессио­нальном самоопределении, в самостоятельности Профессионально-трудо­вая деятельность Профессиональных экспектаций

 


 

Взрослость Молодость В социальной и профессио- Нормативно одобряемая Юношеских надежд
  (24-27 лет) нальной активности профессиональная дея­тельность  
  Зрелость В самореализации Индивидуальная и твор- Нереализованных
  (28 -60 лет)   ческая профессиональ­ная деятельность возможностей
Старость Пожилой В признании, в бессмертии, Социально одобряемая Осознания смысла
  возраст психофизиологические деятельность жизни
  (60-75 лет) потребности    
  Старчество В общении, заботе, психо- Домоводство, личная Ухода из жизни
  (76-90 лет) физиологические потребности гигиена  
  Долгожитель- Психофизиологические Домоводство, личная
  ство   гигиена  
  (более 90 лет)      

Гомезо М.В., Герсимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учеб. пособие. — М., 1999.

Климов Е.А. Психология профессионала. — М.; Воронеж, 1996.

Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации. Развитие лич­ности в психологии. — М., 1981.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие. — М., 1999.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психоло­гии: учеб. пособие. — М., 1998.

Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А.Реана. — М., 2002.

Гл а в а 5


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал