![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дифференциация становления личности в онтогенезе
Анализ работ по проблеме периодизации становления личности приводит к трем основным выводам: 1. Разнообразие траекторий индивидуального развития личности во взрослом периоде жизни не позволяет выделить универсальные критерии периодизации взрослости: для одной группы людей определяющим фактором становится социальная ситуация развития (система общественных, семейных и профессиональных отношений), для другой — профессиональная деятельность и уровни интеграции в профессиональные сообщества, для третьей — психологические новообразования. В течение жизни эти факторы могут меняться, порождая огромное количество вариантов становления личности. 2. Периодизация становления личности в онтогенезе по единому психологическому критерию не оправданна. Онтогенез личности целесообразно дифференцировать в зависимости от общественных институтов организации жизнедеятельности людей в конкретных социально-экономических условиях. Система доминирующих социальных отношений, связей в относительно стабильной социальной среде определяет периоды становления личности. В онтогенезе можно выделить 5 таких периодов, объединенных общей социальной ситуацией развития: 1 См.: Поваренков Ю.П. Диалектика становления профессионала: Психологические основы периодизации профессионализации // Ярославский психологический вестник. Вып. 1 / под ред. Ю.К.Корнилова. — М.; Ярославль, 1999. – дошкольное детство (0—6 лет); – школьный возраст (7—17 лет); – ранняя взрослость (18—23 года); – взрослость (24—60 лет); – старость (60 лет и более). Своеобразие периода определяют личностнообразующие факторы развития, к которым относятся: – природная среда; – биогенетические особенности; – социогенетические условия; – собственная активность личности; – судьбоносные, знаковые события. Для дошкольного детства определяющими факторами служат биогенетические особенности и природная среда; для школьного возраста — социальные условия и биогенетические особенности; для ранней взрослости — социогенетические условия и собственная активность личности, а также знаковые, судьбоносные события; в период взрослости на первый план выходят социально-экономические условия и собственная активность личности; в старости вновь большое значение приобретают биологические факторы, природная среда и социально-экономические условия жизни. 3. Периоды делятся на стадии становления — относительно самостоятельные ступени развития личности. Стадии отличаются личностнообразующими потребностями и ведущей деятельностью. Переход от одной стадии к другой сопровождается изменениями в структуре потребностей, сменой или перестройкой ведущей деятельности, что порождает нормативные кризисы становления личности. Основываясь на этих положениях, а также на принятой в отечественной психологии возрастной периодизации, приведем дифференциацию становления личности в онтогенезе (табл. 10). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что кладется в основы возрастной периодизации в антропологии и психологии? 2. Сравните стадии психосоциального развития Э.Эриксона и модель развития личности А.В.Петровского. Что кладется в основу их периодизации? 3. Какими психологическими явлениями сопровождаются переходы от одного возраста к другому? Рекомендуемая литература Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие. — М., 1997. Таблица 10 Дифференциация становления личности в онтогенезе
Гомезо М.В., Герсимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учеб. пособие. — М., 1999. Климов Е.А. Психология профессионала. — М.; Воронеж, 1996. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации. Развитие личности в психологии. — М., 1981. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие. — М., 1999. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учеб. пособие. — М., 1998. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А.Реана. — М., 2002. Гл а в а 5
|