Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы реализации психологического содействия профильному обучению
Задачи психологического содействия
| Психотехнологии содействия профилизации
| Определение реальной проблемы профессионального самоопределения
| Беседа, интервью, сочинение, психобиография
| Выявление социально-экономических и бытовых условий жизнедеятельности учащегося, влияющих на профессиональное самоопределение
| Анализ семейных отношений, материального обеспечения, жилищных условий и т.п.
| Комплексное изучение индивидуально-психологических особенностей личности
| Диагностика ценностных ориен-таций, установок, самооценки, интересов, склонностей, способностей
| Формирование компетентного
отражения мира профессий
и образа выбираемой профессии
| Диагностические и профориента-ционные игры, тренинги профессионального самоопределения
| Устранение рассогласования идеального и реального образа-профессии, формирование мотивации профессионального выбора, коррекция неадекватной самооценки
| Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия и др.
|
Zl Таблица 15
Становление личности в школьном возрасте
Психологические характеристики
| Стадии становления
|
Младший школьный возраст (7 -10 лет)
| Подростничество (И-14 лет)
| Ранняя юность (15-18 лет)
| Основные потребности
| Познавательная потребность, потребность в одобрении
| Потребности в общении со сверстниками и нравственном самоопределении, потребность стать взрослым
| Потребности в самоутверждении, личностном и профессиональном самоопределении, в общении с лицами противоположного пола
| Ведущая деятельность
| Учение
| Вариативные организационные формы и типы образования
| Учебно-профессиональная деятельность
| Кризисы становления
| Кризис семи лет
| Кризис подросткового возраста
| Кризис идентичности
| Основные психологические новообразования
| Произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, способность идентификации с другими, развитие системы скоординированных движений
| Чувство взрослости, нравственная регуляция своего поведения, сравнительная самооценка, рефлексивное мышление, дружба
| Обобщенная самооценка, самоуважение, личностное и профессиональное самоопределение, социально-профессиональная рефлексия, чувство одиночества, Я-концепция
| Поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов профессионального самоопределения Метод критических событий, психобиография, тестирование и др.
Коррекция профессионального выбора Составление планов профессионального развития, альтернативных сценариев профессионального становления, проектированное профессиографиро-вание и др.
На пороге взрослости девушки и юноши, по мнению И.С.Ко-на, должны найти ответ на три вопроса:
– кем быть? (профессионально самоопределиться);
– каким быть? (морально самоопределиться);
– с кем быть? (найти любимого или любимую).
Обобщенная характеристика становления личности в школьном возрасте приведена в табл. 15.
Ранняя юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. На этой стадии становления осуществляется выбор профессии, нахождение своего места в жизни, определение ее смысла, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни.
|