![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегические ориентиры развития профессионального образования
В материалах Правительства РФ, определяющих приоритетные направления модернизации образования до 2010 года, сформулировано требование опережающего развития профессионального образования. Для выполнения этого фундаментального положения прежде всего необходимо рассмотреть стратегические ориентиры развития профессионального образования в современном обществе. Анализ и изучение психолого-педагогической литературы по инновациям позволили определиться с основными стратегическими ориентирами. 1. В сентябре 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию, опирающуюся на следующие критерии: 1) 3—4 года бакалавриата; 2) 1—2 года магистратуры; 3) создание системы зачетных единиц; 4) общепризнанная система контроля качества1. В России уже начался процесс перехода на многоуровневую систему высшего образования в рамках Болонского процесса. Введение многоуровневого образования позволяет студенту спроектировать индивидуальную траекторию своего последующего образования и альтернативные (возможные) маршруты профессионального будущего. Сегодня многие выпускники не работают по первоначально полученному профессиональному образованию, что нужно признать нормальным явлением. Поэтому степень бакалавра — подготовительная ступень дальнейшего профессионального образования. Бакалавриат не рассматривается не как законченная про- См.: Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. — М., 2004. фессиональная подготовка, а главным образом как методологическая, цель которой — научить человека учиться всю его последующую жизнь, ибо того требует современная экономика знаний. Переход на многоуровневую подготовку специалистов приведет к новому качеству результатов — признанию отечественного высшего образования в открытом европейском научно-образовательном пространстве, повышению конкурентоспособности выпускников вузов, привлекательности самих вузов, мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава. Подобная работа не может быть осуществлена привычным способом призывов и деклараций, косметической правкой образовательных программ профессиональной подготовки, учебников в рамках «совершенствования». Она должна быть организована как масштабный проект, опирающийся на конкретную методологию образовательной деятельности, концепцию и технологии ее реализации. 2. В условиях усиливающейся неопределенности постиндустриального общества от человека (специалиста) требуется принципиально иная профессиональная подготовка. В 60-е гг. ХХ в. Д.МакГрегор обосновал две модели профессиональной деятельности, обозначив их модель Х и модель У. В модели Х работник предстает простым исполнителем нормативной (жестко регламентированной) деятельности, строго иерархического подчинения. Организация труда предусматривает тотальный контроль. Инициатива и ответственность не востребованы. Модель У предусматривает предоставление работнику самостоятельности и ответственности, при снижении уровня контроля. Организация труда — гибкая, руководители выполняют функции наставников, консультантов. Материальное вознаграждение — не решающий (единственный) стимул профессиональной активности. В 70-е гг. ХХ в. А.Маслоу обосновал новую модель профессиональной деятельности — модель Z, выделив ее смыслообразую-щие положения: – стремление к самореализации, что стимулирует выдвижение инновационных предложений и освоение принципиально нового; – максимальная ответственность, что обеспечивает возможность отказа от постоянного контроля; – утверждение корпоративной культуры, сотрудничества, чувства сопричастности и лояльности; – сочетание индивидуального стиля деятельности и командной работы; – стремление к нововведениям. Этим трем моделям деятельности соответствуют следующие модели профессиональной подготовки: – адаптационная, ориентированная на подготовку специалиста выполнять конкретные профессиональные функции; – профессионального развития, нацеленная на подготовку социально и профессионально активного специалиста, способного принимать решения и нести ответственность за выполняемую работу; – динамической профессиональности, ориентированная на подготовку специалиста, способного выполнять широкий радиус социально-профессиональных функций, обладающего «универсальными» способностями. Каждой модели соответствует образовательная концепция, позволяющая их реализовать в профессиональной школе: когнитивно, деятельностно и личностно ориентированные концепции, а также личностно-развивающая концепция образования (табл. 18). Т а б л и ц а 18
|