Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций
Модели
профессиональной
деятельности
| Модели
профессиональной
подготовки
| Образовательные концепции
| Модель Х Д.МакГрегор
| Адаптационная модель
| Когнитивно и деятельност-но ориентированные
| Модель У Д.МакГрегор
| Модель профессионального развития
| Личностно и деятельност-но ориентированные
| Модель Z А.Маслоу
| Модель динамической профессиональности
| Личностно-развивающее и контекстно-компетентност-ное образование
| 3. Образование призвано подготовить выпускника любой сту пени успешно, самостоятельно жить и работать в условиях нео пределенности современного общества. Утрачивает свое значение первоначальное профессиональное образование — на всю жизнь. Актуальным становятся непрерывное и «трансграничное» образо вание, которые подразумевают взаимодействие мира труда и мира образования.
Следует также иметь ввиду, что в систему дополнительного образования и повышения квалификации обратятся специалисты, сориентированные на «второй шанс» профессиональной биографии, на изменение траектории своей профессиональной карьеры.
4. Профессиональное образование становится неотъемлемой частью экономики страны. Это означает, что при проектирова нии образовании необходимо учитывать потребности индустрии, рынка труда. Отсюда следует необходимость сопряжения потреб- 136
ностей экономики и образования. В разработке стандартов образования, определении структуры специальностей, распределении выпускников профессиональной школы активное участие должны принимать работодатели
5. Развитие всех уровней профессионального образования обус ловливает необходимость сопряженности структуры выпускаемых специалистов и рынка труда. Обеспечение нужного баланса объе мов выпуска, уровня квалификации и структуры занятости требу ет систематического мониторинга рынков труда, развитие дого ворных отношений профессиональной школы с работодателями и формирование экономически обоснованного заказа на подго товку кадров.
6. Неопределенность современного постиндустриального об щества диктует необходимость ориентировать профессиональную подготовку не столько на усвоение знаний и умений, сколько на формирование проектной культуры — способности решать зада чи, находить пути ориентации в нестандартных ситуациях реаль ной профессиональной деятельности. Реализация данного направ ления возможна при построении профессионального образова ния в логике контекстно-компетентностного подхода.
Обозначенные ориентиры определяют сценарии модернизации профессионального образования и инновационную деятельность высшей школы.
|