![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ведущие концепции (модели) образования
1 Компонента — смыслообразующая составляющая процессов и явлений ре 2 См.: Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории Окончание табл. 19
Все приведенные образовательные концепции предусматривают формирование системы научных и практических (процедурных) знаний, умений и навыков, воспитание нравственных качеств, а также развитие у обучаемых познавательных процессов, общих и специальных способностей, социально значимых свойств и качеств. Смещаются лишь акценты: в одних моделях большее значение придается знаниевой составляющей образования, в других — деятельностной, в третьих — развивающей. Содержание образования определяется его целями и задачами на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием уровня развития научного знания, производственных технологий и требований жизни. Несмотря на многочисленные реформы образования, структура его содержания сохраняет относительную устойчивость и стабильность. В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин определяли содержание образования как педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить развитие личности. Институционально содержание образования оформляется в виде образовательных стандартов1, на основе которых разрабатываются учебные планы и программы, учебники и методические пособия, а также дидактические материалы. Стандарт не предусматривает достижения всех составляющих образования. Основная фун- 1 Образовательные стандарты были введены в нашей стране в 1992 г. Законом РФ «Об образовании». кция стандартов — обеспечение качества образования, его оценка и мониторинг. Стандарт отражает лишь «верхний слой» образованности обучаемых — знания и умения. Другие структурные составляющие образования: приемы (способы) умственных действий, общие, специальные и творческие способности, эмоционально-волевые качества, самостоятельность, организованность и иные социально значимые характеристики — формируются и развиваются в рамках определенной концепции. Решающее значение в достижении этих целевых ориентиров принадлежит технологиям образования. Именно они позволяют достичь в полном объеме цели образования. Существенный недостаток концепций личнос-тно ориентированного и личностно-развивающего образования — отсутствие адекватных развивающих личность технологий, которые можно было бы использовать в массовой практике школ в условиях традиционных организационных форм обучения. Обобщая вышеизложенное, констатируем, что в каждой последующей образовательной концепции усиливается значение развивающейся личности, при интерпретации функции образования неизменно подчеркивается значимость его «знаниевой» составляющей. Некоторые сторонники развивающего обучения рассматривают знания и умения как средство развития личности. Именно поэтому они негативно относятся к образовательным стандартам. Но без государственных образовательных нормативов сложно обеспечить гарантированное качество образования. Следует подчеркнуть, что достижение всех целей образования в рамках одной, пусть даже очень прогрессивной, концепции невозможно. Очевидно, в образовательной практике оправданно применение разных моделей и концепций в зависимости от вида и уровня образования, учебных предметов, организации учебно-пространственной среды, информационно-коммуникационного обеспечения, возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, индивидуального стиля деятельности педагога. Личностно-развивающее образование выступает по отношению к другим моделям педагогической деятельности как одна из альтернативных концепций, имеющая свои особенности, достоинства, ограничения и не претендующая на статус универсальной теории образования.
|