Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика основных единиц обновления содержания профессионального образования
Продолжение табл. 21
Учебно-познавательные
Продолжение табл. 21
Окончание табл. 21
В заключение необходимо подчеркнуть, что базовые компетентности выступают в качестве основы для последующих форм обучения, они формулируются в объективно-знаниевой форме. Формирование ключевых компетенций носит деятельностный характер и возможно лишь с опорой на определенный уровень функциональной грамотности (базовой компетентности) обучающихся. И, наконец, метапрофессиональные качества имеют общепрофессиональный характер и выступают результатом личностного развития субъекта деятельности. Личностно-развивающее содержание профессионального образования Содержание образования включает педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностное отношение к миру. Их усвоение обеспечивает развитие личности. Содержание образования раскрывается в образовательных программах, учебных планах, учебниках. Введение в 1992 г. в практику отечественной школы образовательных стандартов изменило структуру нормативных и методических документов в содержании образования. В настоящее время с о д е р ж а н и е о б р а з о в а н и я в к л ю -ч а е т в себя: – образовательный стандарт; – учебный план; – учебные программы; – учебники; – методические пособия; – дидактические материалы. В стандартах зафиксирован эталонный уровень образования, они определяют минимум содержания основных образовательных программ (включающих учебный план и программы), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Сфера действия стандарта — нормативно-правовая. Главный объект — нормирование содержания образования. Основная функция образовательных стандартов — обеспечение качества образования и возможность его контроля. Стандарт, безусловно, обладает определенным развивающим потенциалом, способствует социализации, формирует социальные и профессионально важные качества обучаемых. Вместе с тем следует подчеркнуть, что образовательные стандарты ориентированы на формирование образованности обучаемых, которая выражает определенную меру освоения социального опыта (что должны знать и уметь делать обучаемые). Развивающая функция образования в стандарте не отражена. Обсуждая проблему личностно-развивающего образования, следует поставить вопрос о возможности проектирования содержания профессионального образования, предусматривающего развитие личности. Одним из перспективных путей решения этой проблемы может стать введение в образовательные стандарты новых интегра-тивных конструктов: компетентностей, компетенций и метапро-фессиональных качеств. Основой, сердцевиной, объединяющей профессиональные и образовательные стандарты, должны быть единые требования к интегративным социально-профессиональным конструктам. Эти конструкты делают наглядными и поддающимися проверке цели, содержание обучения и уровень требований, предъявляемых к работнику со стороны рынка труда. В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях проблема формирования профессиональных стандартов и их сопряжения с образовательными приобретает особую актуальность. Значимость этого аспекта исследований для психологии профессионального образования повышается в связи с пересмотром норм многих видов деятельности и изменением мира профессий. Мир профессий характеризуется нестабильностью из-за изменений содержания профессий, средств и условий труда. Также отмечается изменение связи профессионального труда и профессионального образования. Внимание исследователей акцентируется на психологическом содержании основных характеристик профессионала как субъек- та деятельности: мотивах и целях, которые образуют внутреннюю детерминацию профессионального поведения и деятельности, направляя активность субъекта в соответствии со спецификой содержания конкретной профессиональной деятельности. Формирование и развитие профессионала как активного субъекта на этапе профессиональной подготовки невозможно без разработки образовательных и профессиональных стандартов, без разрешения проблемы их сопряжения, а также без выбора адекватной научной основы их компонентов и содержания. Профессиональные стандарты (ПС) включают нормативные требования к исполнителю профессиональной деятельности. В настоящее время ПС разработаны для различных видов деятельности (риэлторов, консультантов, менеджеров и т.д.). ПС содержат также описание этических норм деятельности, обязательных к принятию и соблюдению всеми членами профессионального сообщества. Особое значение ПС обрели в связи с интеграцией национальных рынков в систему единого мирового рынка. Специалист, сертифицированный в соответствии со стандартом профессионального сообщества, становится «конвертируемым» (приобретает конкурентоспособность), в то время как «конвертируемость» национального диплома о профессиональном образовании остается проблематичной. В качестве основы сопряжения профессиональных и образовательных стандартов можно рассматривать концепции профессионального развития и профессионально-образовательного пространства личности. Основные профессионально-психологические компоненты для разработки ПС — требования к уровню профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональной квалификации специалиста, способам и алгоритмам решения профессиональных задач, а также базовые компетентности. ПС призваны обеспечить профессионализм личности (требования к уровню развития профессионально важных качеств, личностных качеств работника и т.д.). Основу профессионально-психологических компонентов для разработки ПС составляют базовые компетентности, ключевые компетенции, метапрофессиональные качества субъекта деятельности. Таким образом, концепция профессионального развития личности позволяет осуществить сопряжение профессиональных и образовательных стандартов, что, в свою очередь, не влечет за собой формирование конкурентоспособности, многомерного движения личности в профессионально-образовательном пространстве и создание оптимальных условий для такого движения. Усиление развивающей функции содержания образования обусловливает необходимость проектирования курсов, практикумов, направленных на формирование профессионально важных качеств, социально-профессиональных умений и форм поведения. Анализ профессиональных функций специалистов свидетельствует, что востребованы такие качества, как коммуникативность, ответственность, рефлексия, работоспособность, способность к сотрудничеству и кооперации, профессиональная самостоятельность, инициативность, сверхнормативная профессиональная активность и др. Формирование отдельных личностно и профессионально значимых качеств происходит при социализации личности, другие развиваются в ходе профессионального образования, третьи приобретаются в процессе профессионализации. Развитие этих качеств в профессиональной школе требует особых психолого-педагогических технологий, применяемых при изучении всех учебных предметов и дисциплин. Помимо общего подхода оправданно введение в учебные планы блока дисциплин, основная цель которых — развитие метапрофессиональных качеств. К ним можно отнести такие учебные курсы, как «Социальные коммуникации», «Основы самоменеджмента», «Организационная психология», практикумы «Социально-профессиональное поведение», «Технология переговорной деятельности», «Деловое общение» и др. На уровне учебных программ развивающая функция содержания образования обеспечивается благодаря соответствующим модулям (историко-эволюционный аспект постановки и решения конкретной проблемы, определяющей содержание темы/раздела учебного предмета; анализ альтернативных способов, технологий решения проблемы; рефлексия научно-познавательного поиска решения проблемы, практическая значимость рассматриваемой темы для будущей профессиональной деятельности). Большими возможностями в плане усиления развивающей функции содержания образования обладает система дополнительного образования. Включение в содержание обучения информационных и коммуникационных технологий существенно обогащает развивающий потенциал содержания образования. Обобщая вышесказанное, можно наметить следующие направления построения личностно-развивающего содержания профессионального образования: 1) проектирование профессиональных стандартов, которые отражают требования работодателя к качеству подготовки специалиста, определяют уровень его квалификации и совокупность необходимых личностных свойств; 2) разработка образовательных стандартов на основе компетен-тностного подхода. В качестве дидактических единиц стандарта наряду с традиционными знаниями и умениями выступают базовые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессио-нальные качества; 3) диверсификация состава учебных дисциплин в профессионально-образовательных программах. Введение в учебные планы личностно-развивающих элективных дисциплин и практикумов, ориентированных на воспитание и развитие личности обучаемых; 4) проектирование личностно-развивающих модулей по отдельным темам и разделам учебных программ в соответствии с логикой научно-профессиональной деятельности; 5) разработка учебно-методических пособий, ориентированных на самостоятельный поиск информации, выполнение проектов, решение проблемных ситуаций и творческих задач. Наибольшими возможностями в плане обеспечения личност-но-развивающего образования обладают технологии обучения и воспитания. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Назовите основные факторы, влияющие на проектирование учебных предметов и дисциплин. 2. В чем принципиальные отличия профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов? 3. Дайте определения ключевых конструктов обновления содержания профессионального образования: компетентностей, компетенций и ме-тапрофессиональных качеств. Приведите их примеры. Рекомендуемая литература Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. — М., 2006. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Лопес Е.Г. Реализация компетентностно-го подхода в профессиональном образовании. — Екатеринбург, 2007. Гл а в а 10
|