![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Целевые ориентиры ведущих парадигм образования
работа со схемами, технологическими картами, систематизация литературы, графическое моделирование и др. Информационные и коммуникационные технологии — обучение, основанное на использовании электронных средств: компьютера, аудиовизуальных средств, гипертекстов, гипермедиа. Эти средства опосредуют взаимодействие педагогов и обучающихся, обеспечивают интерактивный диалог, возможность индивидуализировать процесс обучения, доступ к информационным каналам и сетям. К информационным и коммуникативным технологиям относятся дистанционное обучение, обучающие программы, мультимедийные технологии и др. Образовательные технологии Систематизации и визуализированной презентации Информационные и коммуникационные Развивающего обучения Контекстного обучения Саморегулируемого учения Социально-профессионального воспитания Рис. 9. Образовательные технологии реализации компетентностного подхода Технологии развивающего обучения ориентированы (нацелены, направлены) на актуализацию профессионально-личностного потенциала, социально-профессионального развития личности, формирование метапрофессиональных дидактических единиц: обобщенных знаний, умений, компетентностей, компетенций, обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса. К ним относятся развивающая диагностика, тренинги развития и креативности, метод проектов, анализ нестандартных ситуаций и др. Технологии контекстного обучения — в максимальной степени моделирующие реальную социально-профессиональную деятельность. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация в учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и реальной профессиональной деятельности. К технологиям контекстного обучения относятся предметные лекции, семинары-дискуссии, групповые лабораторно-практичес-кие занятия, анализ конкретных производственных ситуаций и др. Саморегулируемое учение направлено на развитие у обучаемых способностей самостоятельно приобретать компетенции по самоуправлению, самоорганизации, рефлексии и самоконтролю. Развитие компетенций обучаемых посредством саморегулируемого учения осуществляется на основе анализа будущей профессиональной деятельности. К этой образовательной технологии относятся диалоговые методики, метод case-study, позиционные дискуссии, рефлексивные игры и т.д. Технологии социально-профессионального воспитания — совокупность приемов, процедур и способов решения задач нравственно-профессионального становления специалиста в профессиональной школе и на производстве. Технологии воспитания предполагают особую воспитывающую среду, организацию воспитатель- ных взаимодействий субъектов совместной деятельности и общения, установление эмоционально-положительных взаимоотношений. К социально-профессиональным технологиям воспитания относятся методы убеждения, упражнения, поощрения и наказания, принуждения и др. Формы и методы реализации перечисленных технологий разнообразны: проблемные лекции, лекции-дискуссии, диагностические семинары-тренинги, визуализированные практикумы, практикумы-беседы, интерактивный диалог, программированное обучение, подготовка рефератов, аннотирование литературы, мультимедийные технологии, дидактическая диагностика, организационно-мыслительные игры, метод направляющих тестов, супер-визорская консультация, творческие дипломные или курсовые проекты, анализ ситуаций, тренинги развития и креативности, корпоративный тренинг, разработка рацпредложений, упражнения на тренажерах, ролевые игры, программированный контроль, рефлексивно-инновационный семинар, критериально-оценочное тестирование и др. (табл. 23). Т а б л и ц а 23
|