![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление личностно-развивающего образования
В настоящее время в психолого-педагогической литературе обсуждается новая образовательная концепция — личностно-разви-вающее образование. В.В.Сериков на основе логического анализа генезиса образовательных концепций и моделей: ритуально-догматической, знаниевой, деятельностной и личностно ориентированной — обосновывает необходимость новой модели образования, которая, по его мнению, выступает как интегрирующая теория по отношению к другим развивающим концепциям обучения1. 1 См.: Сериков В.В. К созданию теории личностно-развивающего образования: поиск методологических основ // Педагогическая наука и ее методология в контексте современности / под ред. В.В.Краевского, В.М.Полонского. — М., 2001. Чтобы определить сущность личностно-развивающего образования, его смыслообразующие характеристики, представляется целесообразным рассмотреть основные развивающие личность образовательные модели. Различные аспекты личностно-развивающего образования всегда находили отражение в отечественных психолого-педагогических теориях обучения. Теоретически его обосновал Л.С.Выготский. Он показал возможности психического развития детей в процессе обучения. Решающее значение придавалось созданию ситуаций «зоны ближайшего развития». В дальнейшем идеи Л.С.Выготского были конкретизированы в исследованиях А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Введя понятие ведущей деятельности, они обосновали ее развивающую функцию в обучении. В исследовательской практике В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина элементы развивающего обучения были представлены в организации творческой деятельности школьников и формировании опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Д.Н.Богоявленская, Н.А.Менгчинская, Е.Н.Кабанова-Меллер, И.Ломшер рассматривали развивающее обучение как средство формирования мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Условиями развития личности обучаемых выступали индивидуализация и дифференциация. З.И.Калмыкова к фактору развивающего обучения относила обучаемость учащихся, которую понимала как общую способность к познавательной деятельности, в том числе к запоминанию учебного материала, решению задач, осуществлению различных типов учебного контроля и самоконтроля. Л.В.Занков важное значение придавал развитию психических процессов и эмпирического мышления. В теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина—В.В.Давы-дова акцент делается на развитии теоретического мышления, способностей к рефлексии, планированию, на формировании обобщенных учебных действий, а также мотивов учения. В концепции личностно ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская) обращается внимание на развитие обучаемых в целом, на систему ценностей личности и смыслов деятельности. Теоретическую основу построения личностно ориентированного образовательного процесса составляют признание субъектности обучаемых, их субъективный опыт, саморегулируемое учение, ценностно-смысловая направленность. Главными ценностями личностно ориентированного образования провозглашаются саморазвитие, самоорганизация и идентификация обучаемых. Большое значение придается созданию личностно-развивающей ситуации, условий, способствующих проявлению личностных функций обучаемых, а также учебно-пространственной среде. Ведущей идеей личностно-развивающего образования (А.В. Петровский, В.В.Сериков) становится развитие индивидуальности обучаемых: ценностно-смысловой сферы, субъектности, идентичности, социализации, а также универсальных личностных способностей: к самосовершенствованию, самоопределению, самоактуализации. Н.А.Алексеев, анализируя становление личностно ориентированного обучения, отмечает, что в отечественных концепциях и моделях обучения отчетливо прослеживается тенденция к усилению личностной компоненты1 в образовании — механизмов функционирования и развития личности обучаемых2. Усиление личностной компоненты в концепциях образования отражено в табл. 19. Т а б л и ц а 19
|