Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анатомия, физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к школьной мебели
Цель работы: проанализировать соответствие оборудования школьных помещений гигиеническим требованиям. Ход работы: 5. Дать гигиеническую оценку парт, столов, стульев в школьном помещении. 6. Проанализировать рабочую позу учащихся в классе. Школьная мебель и инструменты должны соответствовать анатомо-физиологическим возможностям организма детей с учетом их роста и возраста. В процессе учебных занятий при всех видах деятельности школьник должен соблюдать правильную рабочую позу, которую следует вырабатывать с первых дней пребывания в школе. Положение тела считается правильным, если сохраняются устойчивое равновесие при минимальных физиологических затратах, нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. Ученик должен сидеть на стуле, опираясь пояснично-крестцовой частью о спинку, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклоняться вперед при чтении и. письме. Между краем парты (стола) и передней поверхностью туловища обязательно сохраняется свободное пространство в 4—5 см. Ноги ученика согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на крышке парты (стола), создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение. Несколько наклонное положение туловища, возможность свободно изменять углы наклона звеньев корпуса и положение конечностей облегчают нагрузку на костно-мышечный аппарат, центральную нервную и вегетативные системы ученика. Важное условие поддержания физиологически рациональной позы — соответствие размеров мебели антропометрическим данным ученика, прежде всего его росту. На основе специальных исследований для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см, на основе которой разработаны стандарты на ученическую мебель 6 номеров по ГОСТам 11015-93 и 11016-93 («столы ученические» и «стулья ученические») с соответствующей цветовой маркировкой. Мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, мебель больших размеров — дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поместить ближе к доске мебель больших групп, ее следует ставить только первой в первом или третьем (четвертом) ряду. Следует стремиться к тому, чтобы каждому учащемуся было обеспечено рабочее место, соответствующееего росту. Для того чтобы правильно рассадить детей в классе, необходимо учитывать не только антропометрические данные, но и состояние их здоровья. Рабочие места в учебных помещениях за первыми и вторыми партами (столами) в любом ряду отводятся школьникам с нарушениями слуха. Детям с пониженной остротой зрения предоставляют места также за первыми столами, но ближе к окну. Ширина проходов между рядами парт (столов) должна составлять не менее 0, 6 м, а расстояние от последних парт до шкафов, расположенных вдоль задней стенки, — 0, 8 м. Сиденья ученических стульев должны быть жесткими, профилированными по форме ягодиц и бедер, с углублением 10—15 мм в переднем отделе, с закругленными углами и передним краем. Непрофилированные сиденья должны иметь наклон 3 градуса в сторону спинки. Спинка стула — жесткая (прямая или вогнутая). При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться размеры проходов и расстояния между предметами оборудования: - расстояние между партами в проходах не менее 60 см; - расстояние между рядами, стенами и шкафами вдоль стен инее менее 50-70 см; - расстояние от первой парты до классной доски 2, 4 – 2, 7 м; - наибольшая удаленность места учащегося от классной доски не более 8 м; -высота нижнего края доски над полом 80-90 см. ·
|