Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возрастные особенности основного обмена с использованием метода активного обучения кейс-стади ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Цель: изучить возрастные особенности основного обмена у детей. Основной обмен - это один из показателей интенсивности обмена веществ и энергии в организме; выражается количеством энергии, необходимой для поддержания жизни в состоянии полного физического и психического покоя, натощак, в условиях теплового комфорта. Эта энергия расходуется на процессы клеточного метаболизма, кровообращение, дыхание, выделение, поддержание температуры тела, функционирование жизненно важных нервных центров мозга, постоянную секрецию эндокринных желёз. Освобождаемая в ходе метаболизма тепловая энергия расходуется на поддержание постоянства температуры тела. Печень потребляет 27% энергии основного обмена; Мозг — 19%; Мышцы — 18%; Почки — 10%; Сердце — 7%; Остальные органы и ткани — 19%. При выполнении какой-либо работы энергозатраты увеличиваются. На величину основного обмена влияют возраст, рост, пол и масса человека. Самый интенсивный основной обмен отмечается у детей (у новорожденных – 53 ккал/кг в сутки, у детей первого года жизни – 42 ккал/кг в сутки). Величины Основного Обмена определяют методами прямой или непрямой калориметрии, а также рассчитывают по уравнениями с учетом пола, возраста, роста и массы тела. У ребенка первоначальное повышение основного обмена происходит до 1, 5 лет, затем основной обмен продолжает неуклонно повышаться в абсолютном выражении и закономерно снижается в расчете на единицу массы тела. Суммарная энергия, поступившая с пищей, распределяется на обеспечение основного обмена, специфически-динамическое действие пищи, потери тепла, связанные с экскрецией, двигательную активность и рост. В структуре распределения энергии (Е) различают: 1) Е поступившая (из пищи) = Е депонированная + Е использованная; 2) Е абсорбированная = Е поступившая – Е выведенная с экскрементами; 3) Е метаболизируемая = Е поступившая – Е обеспечения (жизни) и активности, или основных затрат; 4) Е основных затрат равна сумме энергий: а) основного обмена; б) терморегуляции; в) согревающего эффекта пищи (СДДП); г) затрат на активность; д) затрат на синтез новых тканей. Е депонированная – это энергия, затраченная на отложение белка и жира. Гликоген не учитывается, так как его отложение незначительное. Е депонированная = Е метаболизируемая – Е основных затрат; Е стоимости роста = Е синтеза новых тканей + Е депонированная в новой ткани. Главные возрастные различия заключаются в отношении между затратами на рост и на активность, причем затраты на рост имеют наиболее существенное значение для маловесного новорожденного и в течение первого года жизни, у взрослого человека они отсутствуют. Физическая активность требует значительных затрат энергии даже у новорожденного и грудного ребенка, где ее выражением являются сосание груди, беспокойство, плач и крик. При беспокойстве ребенка расход энергии возрастает на 20–60 %, а при крике – в 2–3 раза. При повышении температуры тела на 1 °C повышение основного обмена составляет 10–16 %. У детей много энергии затрачивается на пластический обмен (рост). Для накопления 1 г массы тела организму необходимо затратить приблизительно 29, 3 кДж, или 7 ккал. Энергетическая стоимость роста = Е синтеза + Е депонирования в новой ткани. У недоношенного маловесного ребенка Е синтеза составляет от 0, 3 до 1, 2 ккал на 1 г, прибавленной к массе тела, у доношенного – 0, 3 ккал на 1 г массы тела. Общая энергия стоимости роста до 1 года = 5 ккал на 1 г новой ткани, после 1 года – 8, 7—12 ккал на 1 г новой ткани, или около 1 % суммы калорий питания. Наиболее интенсивен рост во внутриутробном периоде развития. Темп роста продолжает оставаться высоким и в первые месяцы жизни, о чем свидетельствует значительная прибавка массы тела. У детей первых 3 месяцев жизни доля пластического обмена в расходовании энергии составляет 46 %, затем на первом году жизни она снижается, с 4 лет (особенно в пубертантном периоде) при значительном увеличении роста пластический обмен вновь увеличивается. В среднем у детей 6—12 лет на рост расходуется 12 % энергетической потребности. На трудно учитываемые потери (фекалии, пищеварительные соки и секреты, вырабатываемые в стенке пищеварительного тракта, слущивающийся эпителий кожи, волосы, ногти, пот) затрачивается у детей старше года 8 % энергетических затрат. Расход энергии на активность и поддержание постоянства температуры тела изменяется с возрастом ребенка. В течение первых 30 мин после рождения температура тела у новорожденного снижается почти на 2 °C, что вызывает значительный расход энергии. У детей раннего возраста на поддержание постоянной температуры тела при температуре окружающей среды ниже критической (28–32 °C) организм ребенка вынужден тратить 48—100 ккал/(кг х сутки). С возрастом увеличивается абсолютная затрата энергии на эти компоненты. Доля расхода на постоянство температуры тела у детей первого года жизни тем ниже, чем меньше ребенок, затем вновь происходит понижение расхода энергии, так как поверхность тела, отнесенная на 1 кг массы тела, вновь уменьшается. В то же время увеличивается расход энергии на активность. У детей в возрасте 6—12 лет доля энергии, расходуемая на физическую активность, составляет 25 % энергетической потребности, а у взрослого – 33 %. Специфически-динамическое действие пищи изменяется в зависимости от характера питания. Сильнее оно выражено при богатой белками пище, менее – при приеме жиров и углеводов. У детей второго года жизни динамическое действие пищи составляет 7–8 %, у детей более старшего возраста – более 5 %. Расходы на реализацию и преодоление стресса в среднем составляют 10 % от суточного энергетического расхода. Даже умеренная недостаточность энергии питания (4–5 %) может стать причиной задержки развития ребенка, делая пищевую энергетическую обеспеченность условием адекватности роста и развития. Кейс Ситуация 1: Мама ученика 9 класса жалуется классному руководителю на то, что ее сын перестал помогать ей по дому, все свое свободное время спит или просто лежит на диване. Это недостаток воспитания, или причина кроется в чем-то другом? Ситуация 2: В блоке школы, где обучаются ученики начальных классов постоянно стоит запах мочи. Ситуация 3: Ученики начальной школы в течение всей перемены активно двигаются, не обращая внимания на замечания. Это проблема воспитания? Ситуация 4: Дети первых лет жизни подвержены перегревам. Почему?
Литература: 0. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М., Академия, 2000. – 373 с. 1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). – М., Академия.- 2008 – 384 с. 2. Сапин М.Р., Брыксин З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб.пособие для студ. пед. Вузов – 4-е изд. Перераб. И доп.-М.: Издательство «Академия», 2005. – 432 с. 3. Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Владос. 2000. – 287 с.
|