Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возрастные изменения активного внимания у школьников
Цель: изучить механизм внимания и его изменения с возрастом.
Активный процесс воспитания и обучения зависит от внимания и восприятия. Именно с помощью внимания другие психические процессы становятся полноценными. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения к тому, что человек делает. Внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно эмоциям, мышлению, памяти, оно не существует вне их. Внимание зависит от активности коры больших полушарий, восприятие включает в работу различные области мозга. И в то же время внимание осуществляется на основе анализа и обработки всей поступающей информации. Процесс внимания формируется с возрастом. Непроизвольное внимание обнаруживается у новорожденных (ориентировочные реакции). С 2-3 месяцев ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского характера. В грудном и младшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекают в основном эмоциональные раздражители. У дошкольников формируется социальная форма внимания, связанная с речью, но до 5 лет она легко вытесняется непроизвольным вниманием на новые привлекательные раздражители. С 6-7 лет возникают изменения корковой активности мозга и возрастает роль речи в устойчивости внимания. Количественные сдвиги происходят в 9-10 лет, так как созревают лобные области коры и в работу включаются определенные структуры мозга (активность же других тормозится). В 12-13 лет с началом полового созревания и влиянием подкорки ослабляется внимание, так как нарушается его произвольная регуляция. К концу подросткового возраста механизмы внимания соответствуют взрослым. Для устойчивости внимания необходимо чаще менять один вид деятельности на другой. Согласно учению Павлова, физиологический механизм внимания заключается в том, что в коре больших полушарий возникает доминантный очаг возбудимости. Согласно закону индукции возбуждения в одном участке коры головного мозга приводит к торможению других. Так, если мы внимательно слушаем (то есть возбудимость в слуховой зоне), то ослабевает «зрительное» внимание. По закону доминанты слабое возбуждение в других очагах коры подкрепляет ведущий доминантный очаг, усиливающий внимание и сосредоточенность. Например, тихая музыка большинству людей помогает сосредоточить внимание. Есть люди, которые от природы обладают хорошим вниманием (усидчивостью). При этом очаг оптимальной возбудимости не ослабляется, а даже усиливается от возбуждения, что идет от несильных побочных раздражителей. Например, если текст непонятен или читающий устал, он невольно переводит взгляд на отвлекающий предмет. Такое отвлечение носит характер замедленной концентрации на нужном предмете. Высокая степень сосредоточенности внимания называется концентрацией. Оно зависит от возраста. Чем меньше ребенок, тем слабее у него процесс торможения и легче преобладает возбуждение по большим полушариям. Продолжительность активного внимания у школьников: 7-8 лет -15 мин.; 9-10 лет – 20 мин.; 11-12 лет – 25 мин.; 13-14 лет – 30 мин.; 15-15 лет – 40 мин.; взрослые – 60 мин. Если умственная работа продолжается больше времени активного внимания, то сначала ослабевает индуцированное торможение, что приводит к возникновению двигательного беспокойства, снижается точность умственной работы, снижается выработка условных рефлексов. Литература: 0. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М., Академия, 2000. – 373 с. 1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). – М., Академия.- 2008 – 384 с. 2. Сапин М.Р., Брыксин З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб.пособие для студ. пед. Вузов – 4-е изд. Перераб. И доп.-М.: Издательство «Академия», 2005. – 432 с.
·
|