Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическая работа №5
Гигиеническая организация урока, перемены. Гигиена чтения и письма с использованием активного метода обучения – кейс-стади Цель: изучить гигиенические требования к организации урока. Выявить способы повышения эффективности урока. Для выполнения задания, представленного в кейсе, студенты должны ознакомиться с требованиями к организации уроков и перемен. Изучив содержание кейса, обучающиеся предлагают свои варианты решения проблемы и затем выбирается наиболее оптимальное решение из предложенных. В конце занятия осуществляется рефлексия.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут. Так как работоспособность школьников меняется в течение урока необходимо планировать урок с учетом этих изменений. Физиологи выделяют следующие фазы работоспособности школьников на уроке: 1. фаза перехода на новый уровень; 2. фаза установления максимального уровня работоспособности; 3. фаза оптимальной работоспособности; 4. фаза неустойчивой работоспособности; 5. фаза падения работоспособности. Для периода оптимальной работоспособности характерна наибольшая активность внимания, которая зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей конкретного ученика. Время наступления утомления на уроке зависит от того, как организован урок. Установлено, что менее утомительными являются те уроки, где происходит многократная смена различных видов деятельности, например, когда объяснение нового материала учителем разбивается на части записями в тетрадях, использованием наглядных пособий и ТСО (технических средств обучения). Большое значение для исключения раннего утомления и эффективности урока имеет интерес к новому материалу. Включение в урок исторических справок, интересных фактов по теме могут активизировать внимание учащихся даже к самой скучной теме. Интерес к уроку зависит не только от содержания материала, но и от умения его преподнести, от личностных качеств учителя, например его поведения, речи. Тихая монотонная речь способствует возникновению запредельного торможения, дремотного состояния и затрудненного восприятия учебного материала. При проведении урока необходимо учитывать тот факт, что вторая сигнальная система человека более истощима, чем первая. Кроме того, у девочек 11-13 и мальчиков 13-15 лет в силу нейроэндокринной перестройки, связанной с развитием, наблюдается ослабление высшего функционального уровня корковой деятельности второй сигнальной системы и как результат этого – усиление функций первой сигнальной системы. Поэтому школьниками, особенно младших и средних классов легче воспринимаются раздражители первой сигнальной системы, непосредственно воздействующие на органы чувств. В силу всего вышесказанного, преподавание должно строиться на основе максимального использования функциональных возможностей первой сигнальной системы, т.е. с максимальным использованием наглядных пособий. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60- 80 %. Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статистическую, динамическую нагрузку на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультминуток для снятия локального утомления и физкультминуток общего воздействия. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см - у обучающихся 5-11 классов. Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице. Таблица
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
< div align=" center" > < div align=" center" > После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них. Для снятия утомления, между уроками организуются перемены. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Во время перемены школьники не должны готовиться к следующему уроку, повторяя домашнее задание: перемена должна быть активной. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях. Кейс Вы являетесь завучем общеобразовательной школы и для осуществления текущего контроля посетили урок биологии в седьмом классе, после чего должны сделать анализ данного урока, отметить плюсы и минусы, а так же дать рекомендации учителю.
|