Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление Модели Мира в процессе созревания
Битвы, которые считались величайшими, давно перестали влиять на историю, а Дон-Кихот и сегодня помогает штурмовать невозможное. В каждой победе есть доля его участия. Практическая отдача будет ощущаться еще долго. Утверждаю: наскок Дон-Кихота на ветряную мельницу — одно из самых результативных сражений в истории человечества. Г. Альтов
Рассматривая влияние возраста на процессы защиты и совладания, мы будем анализировать только наиболее ярко выраженные ситуации, учитывающие динамику возрастного становления Модели Мира. Понятно, что особенности развития детей и возникающие у них незрелые формы психологической защиты невозможно рассматривать без учета влиянии семьи, благополучной или проблемной. Семья как целостный организм вырабатывает свои особые стратегии преодоления и совладания с трудностями, влияющими на самочувствие ее членов. Проблемы влияния семьи, специфика формирования защиты и особенности преодоления и совладания у детей дошкольного и младшего школьного возраста рассмотрены в отдельной книге И. М. Никольской и Р. М. Грановской " Психологическая защита у детей" [130]. В частности, в ней подробно говорится о таких незрелых формах защитных реакций, как пассивный протест, оппозиции, имитация, эмансипация и компенсация. Здесь же мы опишем их кратко, для понимания их дальнейшей динамики. Пассивный протест, в виде поведенческого ухода, — самая ранняя форма защитного поведения. Он представляет собой развитие врожденного автоматического защитного механизма, который (как показано в главе 3) по мере взросления ребенка преобразуется в формирование мышечного каркаса, возникающего при запредельных нагрузках, приводящих к двигательному ограничению или даже ступору. Если трудности не запредельные, то наблюдается частичный уход от общения с окружающими. При этом ребенок останавливается в развитии и может даже регрессировать. Оппозиция — форма протеста против чрезмерных требований взрослых. Когда ребенок постоянно не соответствует требованиям, у него постепенно формируется страх, сковывающий его все больше. Вырабатывающаяся при этом низкая самооценка ведет к дальнейшим неудачам вследствие безынициативности и пассивности, поскольку такие реакции выступают для него безопасной, а потому оптимальной стратегией поведения. Однако это не построение отгораживающего и закрепощающего мышечного каркаса, а изменение стратегии поведения — на движение " по течению". Эмансипация — активная борьба ребенка за самоутверждение, самостоятельность и высвобождение из-под контроля взрослых. С этой целью он подражает " всесильным" взрослым, проецирует на себя их способы поведения с целью использовать их права и возможности. В дальнейшем из эмансипации формируется замещение (см. главу 3). Имитация — реакция, связанная с расширением значения подражания. Она выражается в стремлении ребенка подражать не взрослым вообще, но определенному лицу, любимому человеку, сказочному герою — зато во всем. Такое поведение делает ребенка особенно податливым к внушающим воздействиям избранных для подражания взрослых и одновременно, путем присвоения качеств образца, повышает разнообразные его способности. Из целостной имитации в дальнейшем развивается идентификации (см. главу 3). Компенсация — это стратегия " зато", с помощью которой ребенок стремится восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. В дальнейшем эта незрелая форма защиты расщепляется на две зрелые — замещение и рационализацию (см. главу 3). Продвижение к зрелым формам защиты у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста идет в направлении все большей адаптации к среде не за счет изменения внешнего мира, а за счет трансформации внутренней картины мира и образа самого себя. Такие формы защиты ребенка, как проекция и имитация, связаны с выделением себя из окружающей среды. При этом среде приписывается все болезненное, а себе — все приятное. Постепенно, отделяя себя от других, человек формирует отношение и сознание [236, с. 275]. С учетом ранее опубликованных материалов о защите у детей [52, с. 130], в настоящей главе мы, минуя защиту у младших детей, сделаем акцент на специфике защиты и совладания у подростков и юношей, у которых уже происходит формирование нравственных и социальных норм. Развитие личности в рассматриваемых возрастных интервалах определяет: становление представлений о морали, сохраняющийся временной перекос Модели Мира в сторону будущего, формирование доминирующих ролей, прогресс в самоуправлении, трансформации форм защиты и появление новых форм преодоления и совладания. Установлено, что мораль имеет возрастное развитие. Так, Л.Кольберг [по: 138, с.70] пришел к заключению (и мы говорили об этом выше), что. формирование нравственных суждений можно разделить на шесть стадий. Первая стадия — желаемое повеление провоцируется страхом наказания, а нравственные суждения опираются на личный опыт наказаний и вознаграждений, получаемых в семье. Считается, что если ребенок подчиняется родителям, то он ведет себя нравственно. Вторая стадия — поведение управляется не столько страхом, сколько желанием поощрения и награды со стороны семьи. Третья — нужное поведение поддерживается уже не только семьей. К этому времени укрепляются установки, формирующие страх в случае отклонений получить наказание со стороны общества. Четвертая — поведение определяется не страхом, но стремлением получить поощрение, но уже не семьи, а общества. Пятая — моральные устои правильного поведения начинают управляться личностными особенностями и возникающими внутренними установками человека (" Я сам себе самее! "). За счет этого они становятся менее зависимыми от мнения окружающих — семьи и общества. Шестая — человек становится еще более независимым, так как управляется уже не отдельными личными установками, а их системой, отражающей генерализованные этические принципы. Теперь он может жить, руководствуясь универсальными моральными устоями. В соответствии с этими этапами возрастного развития морали, как показано в работах А.А.Бодалева [27] и И.С.Кона [93], этическая оценка поступка последовательно смещается. Сначала это оценка только поведенческих особенностей поступка, затем — его последствий и, наконец, оценка причин, мотивов, импульсов, побудивших человека к действиям. Для рассматриваемых периодов — раннего подросткового, подросткового (тинэйджерского) и юношеского — характерно такое развитие Модели Мира, когда в ней еще нет гармонии соотношения настоящего, прошлого и будущего. Восприятие, мотивы и цели существенно сдвинуты в будущее, обусловливая перекос временных координат. В разных периодах этот перекос имеет различную форму и выраженность, но в любом случае он повышает вероятность нарушения душевного равновесия. В детстве и подростковом возрасте создание представлений о будущем обеспечивается накоплением комплексных структур Модели Мира в форме сценариев, которых значительно больше, чем может понадобиться. Они сохраняются в памяти и периодически мысленно проигрываются. Поскольку ситуации меняются, то маловероятно, что построенные сценарии смогут реализоваться в исходном виде, без корректив. Поэтому человек привыкает на каждую типовую задачу заготавливать несколько сценариев. Библиотека личных сценариев пополняется наблюдениями за поведением окружающих и подражанием им; кроме того, совокупность типичных жизненных ситуаций в доступной форме обобщена в сказках, притчах и рассказах. Знакомство с ними позволяет расширять личный опыт за счет обобщенного человеческого и обращаться к нему впоследствии как к личному реестру ролей. И в том и в другом случае, используя операции подражания, присвоения и погружения (интериоризации), человек реализует новые способы решения задач. Столкновение с реальными жизненными проблемами предопределяет способы самореализации и развитие представлений о себе и своих возможностях через выделение наиболее эффективных и потому предпочтительных сценариев и кристаллизацию доминирующих жизненных ролей. Роли в ключевых сценариях Э. Берн [21] обобщил в три группы: Ребенок, Родитель, Взрослый. В разных ситуациях человек может пользоваться любой из этих ролей, но, как правило, одной из них он отдает предпочтение: так, один до старости остается ребенком, другой с раннего детства выступает в роли родителя. Вспомним выражения — " Смотрел не по-детски серьезно" или " Всю жизнь смотрел на мир широко раскрытыми глазами ребенка". При этом на становление доминирующих жизненных ролей влияет не паспортный, а психологический возраст. Например, ребенок стремительно взрослеет, когда после какой-либо трагедии он вынужден взять на себя ответственность не только за свои поступки, но и за младших братьев и сестер. Возрастное развитие сопровождается изменением соотношения внешних и внутренних мотивов за счет роста внутренних. Вследствие этого в подростковый и юношеский период происходит развитие самоуправления, в основе которого лежит механизм, обеспечивающий возможность сдвига мотива на цель. Этот сдвиг связан с приобретением некой целью нового смыслового содержания, такого, которое позволяет ей самостоятельно побуждать к деятельности, тем самым становясь мотивом. Например, ребенок, вначале выполнявший какое-то действие под внешним давлением, в дальнейшем начинает выполнять его под влиянием внутренней мотивации. Ученик приступал к занятиям, имея целью только сдачу экзамена, но постепенно материал так захватил его, что побудил продолжить изучение предмета и после успешной сдачи. Теперь то, что раньше было целью, стало мотивом, возникла новая цель— посвятить себя науке. Тем самым осуществился произвольный переход от внешней мотивации к внутренней, под влиянием возникновения собственного интереса. Одновременно с перестройкой соотношения внешних и внутренних мотивов происходит становление системы ценностей личности и представления о себе. Ребенок уходит от привычки считать хорошим и плохим то, что он воспринял в готовом виде в качестве оценок, навязанных извне, взрослыми. Поэтому подросток уже опирается на понимание добра и зла в моральном аспекте. Тем самым представление ребенка о том, в какой мере он оправдывает ожидания окружающих, усложняется, погружается и превращается в достаточно стабильное представление о себе, которое включает " Я" -образ и " Я" -концепцию. В процессе созревания Модели Мира и ее управляющего влияния на поступки ребенок из существа ситуативного, подчиненного непосредственно воздействующими на него внешним раздражителям и сиюминутным побуждениям, постепенного превращается в личность, обладающую внутренним единством, организованную, способную к самоуправлению под воздействием устойчивых мотивов и целей. Считается, что " Я" -образ и " Я" -концепция созревают к девяти-десяти годам, а к тринадцати в них включается информация о собственных планах. С этого времени подросток придает особое значение собственной деятельности, направленной на организацию будущего. Построение планов часто сопровождается ощущением избытка силы и возможностей (" Мне все по силам! "). Однако у тинэйджеров имеет место некое противоречие между субъективным ощущением избытка сил и неощущаемым недостатком выдержки. Совокупность этих возрастных особенностей и приводит к частому применению стратегии конкуренции. Эта стратегия обладает для них особой привлекательностью, поскольку обещает быстрый эффект, когда этические запреты и система ценностей еще не устоялись (силы как бы есть, выдержки нет, а результат желателен вчера). Еще одним фактором, меняющимся в отрочестве, выступает стиль личности. Известны два основных стиля: полезависимый и поленезависимый. Исходный стиль (предположительно усвоенный в раннем детстве) может несколько меняться под воздействием возраста и уровня успешности личности: при неуспехе — в сторону полезависимости, после ряда успехов — к поленезависимости. (При этом лица исходно поленезависимые в течение жизни могут менять свой стиль в больших пределах, чем полезависимые.) При прочих равных условиях с возрастом поленезависимость претерпевает изменения — возрастая от детства к юности и достигая максимума в подростковом и юношеском возрасте. К старости зависимость снова несколько усиливается. Поведение, правильное на одной ступени развития, порой оказывается неэффективным на следующей, что и заставляет отказаться от прежних способов достижения безопасности и душевного равновесия. Поэтому переход на следующую ступень заставляет человека трансформировать существующую систему защиты. Тем более что в настоящее время быстро меняются традиционные ценности, с которыми растущий человек раньше мог соотносить себя, — дом, семейный очаг. Частая смена места жительства, перемены обстановки, как вынужденные, так и под влиянием моды, усиливают чувство неуверенности и тревожности. Период приспособления может продолжаться не один год, но, пройдя его, человек обретает большее равновесие в продолжительный период стабильности и относительного спокойствия.
|