Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доминирующие формы защиты у тинэйджеров






 

Когда человек несправедлив к другому, он из необъяснимого побуждения пытается доказать или внушить себе, будто пострадавший в какой-то мере поступил дурно или несправедливо. Обидчик облегчает свою совесть, если ему удается приписать обиженному хоть какую-нибудь пустячную вину.

С.Цвейг

Наиболее ярко проявляющиеся формы психологической защиты у тинэйджеров — отрицание, замещение, идентификация, рационализация и сублимация [130].

Отрицание вторгается тем чаше, чем больше тинэйджер социализируется и сталкивается с общепринятыми нормами. В этом отражается, во-первых, сверхзначимость для подростков принятия их социальной средой, референтной группой и, во-вторых, плохая переносимость критики (при неразвитости самокритики). На фоне полового созревания и неспособности отреагировать свои потребности в соответствии с социальными нормами, замещающим поведением по отношению к представителям противоположного пола выступает физическая коммуникация — щипки, дерганье за волосы, толчки и поглаживания. По той же причине замещение манифестирует у тинэйджеров непонятными кражами, демонстративным интересом к алкоголю, наркотикам, суицидными демонстрациями, самооговорами, распутством. Другой причиной, провоцирующей активизацию замещения, выступают существенные перемены в жизни семьи, например появлением отчима. В этом случае замещение, как проявление скрытого протеста против переключения внимания матери, приводит к прогуливанию занятий, побегам из дома, забыванию поручений. Все это — сигналы маме: требование экстренного внимания, заботы и любви. Когда этот призыв неэффективен, то наблюдается уход в мир иных ценностей, фантазий и молодежного китча.

Если развитие подростка замедлено, то, используя идентификацию, он ориентируется на пример родителей, стараясь стать таким, как они. Однако обычно в старшем школьном возрасте родительский пример уже перестает быть абсолютным и воспринимается критично. С помощью идентификации происходит быстрое становление идеалов, и в качестве подходящего образца часто избирается лидер референтной группы. Группа предоставляет тинэйджеру ряд преимуществ: в ней легче проходит отделение от родителей, там большая свобода поведения, там чувство безопасности, предоставляемое семьей, заменяется чувством безопасности коллективной. Для представителей подростковых групп очень важна собственная репутация и впечатление о себе как о бесстрашном человеке. Присоединение к дракам в такой группе предстает как показательное выступление, приносящее самоуважение. Кроме того, подражание лидеру служит средством самореализации и повышения самооценки путем бессознательного выделения из массы других членов этой группы и ровесников вне ее.

Если в характере подростка доминирует идентификация, то в поведении появляются качества " героя" — высокомерие, дерзость и амбициозность, вплоть до агрессии. Когда не удается достичь желаемого уровня контактов с компанией сверстников и признания с их стороны (" хочу включиться в мы"), могут обнаруживаться такие асоциальные действия, как ложь и кражи, когда добываемые деньги и вещи служат способом привлечь внимание и заслужить уважение в группе.

Проекция в этом возрасте обнаруживается наиболее отчетливо тогда, когда родители воспитывают свое чадо на собственном примере и избранных идеалах своего поколения. Тогда ответственность за ухудшение отношений в семье юноши возлагают исключительно на родителей, не отдавая себе отчета в собственной агрессивности по отношению к их наставлениям. Они считают, что родители не понимают и не хотят понимать их.

Рационализация в подростковом возрасте выступает как инструмент сдерживания эмоциональной реакции на неблагоприятное предвидение: боязнь пережить разочарование в конкуренции со сверстниками. Для исключения ее вторжения, проявляющегося в лживости и в других формах асоциального поведения, необходима оптимальная доверительность со стороны родителей и воспитателей, которая должна заменить как жесткую регламентацию поведения, так и предоставление подростку полной свободы. Неудовлетворенность потребности в близком и уважительном общении со сверстниками приводит к различным отклонениям поведения, тем только усугубляя исходные проблемы. Одним из таких отклонений выступает злоупотребление компьютерными играми и Интернетом.

Общение через Интернет закрепляет неумение устанавливать доверительные личные отношения. Реальное общение " лицом к лицу" требует от подростка учета своих реальных внешних и интеллектуальных возможностей, тогда как виртуальное снимает множество ограничений, даже такое фундаментальное, как: " одно физическое тело — одна личность", — ведь в виртуальном пространстве можно по желанию менять свой пол, возраст, национальность, расу, профессию и т. д. В дальнейшем такой подросток оказывается способным только к поверхностным отношениям, не приносящим ему глубинного удовлетворения, и, как следствие, обрекает себя на социальную изоляцию и одиночество. В результате подобной деформации личности, став взрослым, для того чтобы воспринимать реальность без опасений, он будет нуждаться в существенном упрощении окружающей среды. В противном случае он не справится со сложностями, у него автоматически включится защита по типу отчуждения, произойдет расщепление личности и одна субличность начнет отторгать и компенсировать недочеты другой. При этом внутренняя гармония становится недостижимой.

Как уже отмечалось, побудителем отклонений от нормального поведения тинэйджера выступает ориентация на ближайшее будущее: подросток стремится быстро получить удовольствия и немедленно употребить. Вследствие несформированности четкой иерархии целей приоритет оставляется за теми, которые в данный момент воздействуют наиболее интенсивно. Неупорядоченность целей и смыслов исключает различение объектов но их значимости. Поэтому для тинэйджера хорошее и плохое, любимое или нелюбимое теряют четкие границы, и он утрачивает свою позицию и свое мнение (которое обычно руководит восприятием взрослого). Именно с бессмысленным времяпровождением связан рост юношеского алкоголизма, преступности и сексуальных извращений. Желание получить все сразу и проглотить не разжевывая может подталкивать к употреблению алкоголя и наркотиков, поскольку в этих случаях эффект воздействия немедленный. В таких ситуациях стремительно возникает желаемое состояние — чувство временной свободы от страха и неуверенности, переживание глубинной близости, причастности и любви к людям, исключающие негативные ощущения одиночества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал