Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дебют жизненной экспансии






 

Отныне индивид должен посвятить себя великой задаче отхода от родителей, лишь по достижении которой он становится членом общества. И редко эта задача решается корректно.

3.Фрейд

Акселерация значительно изменила жизнь современной молодежи. Ускорение физического созревания побуждает взрослых предъявлять к подросткам повышенные требования, не считаясь с недостаточной психической зрелостью. Конфликт между требованиями социальной среды (" Ты должен! ") и реальными возможностями личности (" Я не понимаю, чего вы от меня хотите! ") взывает к ответственности без учета незрелости личности и неготовности брать ее на себя. Это противоречие приводит к росту напряженности и способствует активизации защиты.

Положение современных молодых людей усугубляется еще и тем, что в семьях сейчас стало меньше детей. Родители, тети и дяди, бабушки и дедушки всеми силами берегут единственное чадо от ошибок и ударов судьбы, решая за него все жизненные вопросы в тот период, когда чаду полагается уже проявлять самостоятельность. При этом взрослые упускают из виду, что человек становится зрелым только тогда, когда несет ответственность за себя и других. Следствием такого воспитания становится расположенность к иждивенчеству. Постоянная опека не дает возможности накопить собственный опыт и приводит к нерешительности, неумению самостоятельно принимать решения; в этом случае отделение молодого человека от родительской семьи сильно затрудняется. Ведь для этого необходима девальвация ценностей и системы жизненного уклада семьи.

Проявлением процесса обесценивания служат обвинения родителей в несовременности, отсталости или ограниченности. Такие обвинения продолжаются до тех пор, пока молодой человек не научится принимать оценки родителей к сведению, не впадая в пафос " освободительной" войны. А до того острокритическая возрастная позиция помогает ему разорвать эмоциональные узы, привязывающие его к семье. Противостояние с родителями тем отчетливее, чем меньше в семье уважают личность молодого человека, чем больше он подвергается давлению и насилию. От чрезмерной зависимости юноша освобождается тогда, когда черты сходства с родителями перестают его беспокоить. Разрывая отношения на таком фоне, он как бы ничего не теряет и ему легче отказаться от родительской заботы и добиться независимости, — тем более что и его мораль меняется.

Трансформация морали происходит в юношеском возрасте в связи с дозреванием структуры Модели Мира. Постепенно мораль становится автономной. Теперь она опирается не на оценку взрослых и сверстников, а на самооценку. Страх, характерный для ребенка, постепенно приобретает новые формы, двигаясь от витальной тревоги по поводу предстоящего наказания в сторону страха социального осуждения или морального неприятия самого себя — стыд и вина. Если стыд возникает как давление общественной морали и ориентирован на внешнюю оценку (" Что обо мне подумают? "), то вина ориентирована уже на представления личности о себе (автономную мораль) и самооценку (" Что я сам теперь о себе должен думать? ").

Теперь молодой человек постоянно сравнивает себя с другими, что помогает ему осознать, как его видят и воспринимают со стороны. Такое сравнение высвечивает противоречие между его возможностями, как он их себе представляет, и его реальными способностями. Это противоречие отражает несоответствие между собственным представлением о себе (чаше завышенными) и общественной оценкой (кажущейся заниженной). При этом сравнение с другими явно не объективно, так как отчетливо регулируется мерой сходства— насколько далек объект сравнения, из какой области сравниваемые успехи — близкой и значимой для личности или отдаленной и неинтересной. Большинство молодых людей с легкостью позитивно оценивает успехи других, если эти успехи в далекой от них области и когда это успехи малознакомых людей. К успехам в области собственных интересов и у близких отношение более ревнивое и существенно менее позитивное. Ситуация усугубляется тем, что положение, занимаемое юношей в обществе, часто основано еще не на его собственных достижениях, а на статусе его родителей. В этом случае ощущение значимости последних переносится на восприятие собственной ценности.

Развитие половых потребностей на фоне личностного роста меняет характер отношений со сверстниками. Физическая коммуникация начинает постепенно заменяться словесным общением: объятия, поглаживания, щипки заменяются комплиментами, иронией, остроумными шутками и игривыми намеками. Теперь главное — не принятие группой (как для тинэйджера), а установление близких отношений с другом. Возможности и качества друзей переоцениваются, и за этой переоценкой стоит неосознанное стремление повысить самооценку. Кроме того, информация, адресованная приятелю, — интимная, секретная, требующая большого доверия, а доверие всегда связано с риском, что приятель окажется неспособным разделить общие ценности. Вследствие неправильно сформированной самооценки и неумения адекватно оценивать других юноша предъявляет к себе иные (заниженные) требования, чем к окружающим. Не применяя свой идеал к себе, он требует от других соответствия этому нереалистичному образцу.

На базе достигнутой половой идентичности в эти голы возрастет значение интимного общения и чувственной любви. Успешность развития интимных переживаний юноши зависит от двух главных обстоятельств. Во-первых, от любви матери. Если она его очень любила и не связывала свою любовь каким-то определенным его поведением, то представление о возможности любви, не обусловленной его личными качествами, делает молодого человека более уверенным в отношениях с представителями противоположного пола и позволяет воспринимать и преодолевать свои недостатки без автоматического вторжения защиты. Во-вторых, важно, достиг ли юноша хоть некоторого понимания того, что исключительно чувственная любовь — не идеал, она недолговечна и приговорена к угасанию. Его перспективы лучше, когда он понимает, что сексуальные стремления опустошают, если удовлетворяются сразу и без всяких ограничений. Задержанные в начале развития отношений сексуальные позывы и в дальнейшем не предполагающие немедленного удовлетворения способствуют поддержанию продолжительности любовных отношений.

Также в эти годы актуально активное формирование профессиональных интересов, мировоззренческой и религиозной морали, поскольку мыслительная сфера дозревает до уровня, позволяющего осознать жизненные противоречия, и вырабатывается система личностных ценностей, индивидуального мировоззрения [144, с. 594]. Юноша не только осознает существование противоречий, но и становится способным к активному использованию их в решении практических задач. Это обусловливает развитие диалектического мышления, с участием рациональных и интуитивных компонентов (в форме предвидения и предчувствия). Диалектический подход к решению насущных задач умеряет всеобъемлющую критичность тинэйджера и делают юношу более приемлемым членом общества, способным к построению реальных и конструктивных планов на будущее.

Формирование планов в Модели Мира обусловливает переход от внешней детерминации жизни к личной саморегуляции. Вследствие этого движущие силы развития личности смещаются внутрь самой, и способность личности преодолевать внешние препятствия усиливается. Само появление юношеских планов показывает, что к этому времени укрепились интересы и возникли цели, продвижение к которым инициирует поведение. Если в подростковом возрасте представления о будущей профессии носят неопределенный характер, то к десятому- одиннадцатому классу уже более половины школьников имеют в этом отношении сформированные планы [181, с. 10]. Вместе с тем в Модели Мира еще сохраняется временной перекос, вследствие которого молодой человек в значительной степени упускает настоящее — его поведением управляет будущее.

Для этого возраста нормально, когда жизнь проходит под знаком общей экспансии в направлении достижения самостоятельно поставленных целей. Главные препятствия на пути экспансии — как излишняя нерешительность, так и излишняя решительность. Нерешительность может быть следствием неустоявшейся системы ценностей, когда молодые люди легче, чем зрелые, меняют свои нормы (" Теперь для меня это незначимо! "). Подобная легкость смены норм для взрослых представляется душевной пустотой, нигилизмом и цинизмом. Однако такие свойства характера могут быть преходящими. Если стремление к цели еще неустойчиво и нет навыка доводить начатое до конца, то юность проходит в непродуктивной растрате сил, сопровождающейся нервными срывами, связанными с трудностями самоопределения и утратой душевного равновесия из-за отсутствия ясной перспективы. Даже принятие решения о выборе специальности ведет к трудностям самоограничения, из-за отказа от многих других видов деятельности, что порождает внутреннюю напряженность, усиливает максимализм и неизбежно ведет к односторонности в оценках, категоричности и нетерпимости к возражениям. Излишняя решительность (" Мне потом не надо, хочу немедленно! ") тоже неплодотворна, поскольку ведет к отступлению от социально установленных норм.

Вследствие избытка мотивов при отсутствии устойчивой стратегии их усечения, в соответствии с личными приоритетами, обесценивается настоящее. Настоящее для юноши — только подготовка к другой, подлинной и бесконечной жизни. Такое отношение ко времени облегчает ему переживание неприятностей, но с этим же связано и пониженное чувство ответственности. Одним из следствий этой особенности выступает переключение на приятные фантазии. Мысленно паря в эмпиреях, юноша рассматривает любую гипотезу без предубеждения. Чувствуя себя свободным, он способен не держаться проторенной дороги, не обременять себя правилами, уверенный, что все они имеют лишь локальную значимость. Сохранность подростковой способности видеть объект непредвзято располагает к фантазиям, не привязанным к социально одобряемым оценкам.

Жизненный успех в эти годы определяется, во-первых, способностью преодолевать свою нерешительность, свой страх, быть самобытным и двигаться к цели своим путем, во-вторых — умением отложить обладание результатом, преодолев мощное стремление получить желаемое немедленно, даже за счет отступления от общепринятых норм. Главное стремление юноши — утвердиться в своей индивидуальности, неповторимости. Следствием осознания своей непохожести на других может явиться внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность, поэтому такую большую роль в юношеские годы играет дружба. Выступая как своеобразная форма психотерапии, она позволяет молодому человеку выразить переполняющие его чувства и получить поддержку, необходимую для самоутверждения и повышения самооценки.

Устремляясь к цели, молодые не умеют учитывать множество побочных факторов, как говорится, не желают вдаваться в подробности. Им не свойственно распределять свои усилия во времени. Неумение отложить решение до удачного момента, когда возникнут условия для преодоления трудностей, часто делает невозможным достижение цели. Позиция " взвесить все обстоятельства и отложить решение" требует известной выдержки. Для юных, ориентированных на быстрые достижения, это трудно. Интересно, что длительность возможной для молодого человека отсрочки исполнения желания тесно связана с его культурным уровнем. Дальние цели плохо сохраняют силу стимула у людей с низким уровнем развития. Таким образом, чем моложе человек и ниже его культурный уровень, тем сильнее воздействие на него ближайшей цели.

Источник глубинного душевного напряжения молодых людей связан и с радикальным изменением отношения к высшему образованию. В Советском Союзе, если человек получал образование или достигал мастерства в любом виде деятельности, искусстве или спорте, то он получал уважение и некоторое обеспечение своей дальнейшей жизни. Образование было доступно каждому, и это создавало понятные перспективы развития и стабилизировало психику. Теперь произошло падение социальной защищенности на фоне полного неумения наших граждан противостоять рыночному бандитизму. При этом государство заняло позицию наблюдателя, объявив, что каждый должен сам знать последствия своих шагов. Результатом этого стала позиция вседозволенности, необязательности соблюдать моральные и нравственные установления. Такая позиция особенно быстро деформировала поведение молодежи, определив отток не только от вузовского обучения, но и от школьного. Зачем учиться, если заработки от этого не зависят. Родители, впавшие в нищету, стремительно теряют уважение детей.

Известно, что потеря уважения к родителям снимает этические преграды, расплавляет моральные устои личности и делает для нее возможными любые отклонения от социальных норм. Тем более что перестроечная смута лишила молодого человека прежних представлений о путях самореализации. Образование стоит дорого, а заработки весьма проблематичны. В этот период возникло представление о карьере как достижении, никак не связанном с уровнем образования и мастерства, не требующем многолетних усилий и развития. Все видели, как многие ловкие и стоявшие ближе к народному добру люди мгновенно стали и богатыми, и могущественными, а другие — в том числе все образованные люди — разом обеднели и вынуждены были искать любых способов поддержания своего существования. Старые способы (учеба) стали непопулярны, а уровень своих знаний можно было продать хоть как-то только за рубеж. Начался глобальный отток лучшей молодежи за границу, и возникла ситуация: если ты не уезжаешь, значит, мало чего стоишь. Только в самое последнее время появились некие надежды на нормализацию ситуации, и это обнадеживало и радовало бы, если бы сопровождалось меньшим трезвоном и большими реальными усилиями государства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал