Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая учебная программа






Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет русского языка и литературы

Кафедра современной русской литературы

 

г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «Русская литература 1930- 1945 годов»

 

Очная форма обучения Заочная форма обучения

Курс – 4 Курс - 5

Семестр – 8 Семестр - 9

Объем в часах всего – 100 Объем в часах - 24

в т.ч.: лекции – 40 в т.ч.: лекции - 10

практические занятия: - 10 практические занятия: - 2

самостоятельная работа – 50 самостоятельная работа - 12

Экзамен – 2 семестр Экзамен – 2 семестр

Контрольная работа - 2 семестр

 

Рабочая учебная программа по дисциплине «Русская литература 1930- 1945 годов».

ГОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2006. -25 с.

Составитель: Лейдерман Н.Л., профессор, доктор филологических наук, Петров И.В., доцент, кандидат филологических наук,

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры современной русской литературы.

Протокол № 5 от __ января 2003 г. Зав. кафедрой _________________

Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса
УрГПУ присвоен рег. № ____ от _________ г.

Начальник отдела _________ Р.Ю.Шебалов

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1930-е годы представляют переходный период между первым и вторым этапами в истории литературы советской эпохи[1]. В этот период в стране завершается утверждение тоталитарного режима, предполагающего господство только одной идеологии и подчиняющего своему диктату духовную жизнь общества.

В этот период в легальном пространстве культуры было установлено монопольное господство метода социалистического реализма, на основе которого складывается целое литературное направление, просуществовавшее до конца 1950-х годов. Притягательность метода социалистического реализма состояла в том, что в отличие от многочисленных модернистских и авангардных парадигм, моделирующих мир как Хаос, структура соцреалистического метода вновь моделирует Космос. Художественный мир конструируется по типу государства, конкретизируясь в макрообразах завода или колхоза, под его движущими пружинами понимаются классовые антагонизмы и идеологические размежевания, в нем есть и положительный герой - самое наглядное воплощение эстетического идеала, он убеждает силой генерализирующего обобщения. Конечно, это директивный космос, но, навязывая свой подневольный порядок, он обещал выход из Хаоса в неизбежное ''светлое будущее''. А между тем, эстетическая программа соцреализма возвращала художественное сознание к нормативизму, фактически пресекая какое-либо сопротивление объективной внехудожественной реальности диктату заранее заданных идеологических ориентиров.

В противовес как соцреализму, так и авангардной тенденции, формировался другой тип мифологии Космоса, оформившийся в эстетических принципах ''постреализма'' Впервые ''постреализм'' как художественная система проступает в 1930-е годы. В вершинных произведениях А. Платонова и М. Булгакова, ''Реквиеме'' А. Ахматовой и ''Воронежских тетрадях'' О. Мандельштама наметилась плодотворная перспектива формирования нового творческого метода, который бы ''снимал'' противоречия между космографическим и хаосмографическим мировидением на основе их полноправного диалога. Телеология постреализма как художественной стратегии может быть кратко обозначена формулой: поиск смысла человеческого существования внутри экзистенциального хаоса, - но не компромисс с хаосом, а противоборство с ним, трагическое для человека, но и достойное его духовной сути.

Стержневым «сюжетом» историко-литературного процесса в 30-50-е годы является в з а и м о д е й с т в и е между двумя тенденциями: насаждением монополии соцреализма как метода и направления и разными художественными стратегиями, прямо или косвенно оппозиционными соцреалистическому канону. Нужно учесть, что было не только явное противостояние соцреализму (как, например, в подпольной литературе Сопротивления), но были и компромиссы, поиск некоторых общих идейных и эстетических оснований с ним (примером здесь может служить проза и поэзия «сурового романтизма»), была и оппозиционность в форме создания другой, просто не совпадающей с соцреализмом художественной траектории (проза М.Пришвина, К.Паустовского).

Выход из духовной стагнации наметился лишь в литературе периода Великой Отечественной войны. В этот период начинается процесс расшатывания соцреалистических догм и канонов. Огромное влияние приобретают лирика, два ее крыла – ''одическое'' и ''элегическое'', и публицистика, благодаря которым были раздвинуты границы концепции советского человека, побуждая читателя осознавать себя защитником как исторического и легендарного прошлого великой Руси, так и ценностей мировой цивилизации и культуры. Ключевое место в анализе литературного процесса военных лет занимают поэма А.Твардовского ''Василий Теркин'' и драма Л.Леонова ''Нашествие'', наиболее ярко отразившие изменения в художественном сознании своего времени.

 

 

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Учебно-тематический план очной формы обучения

 

№ П/П Наименование темы, раздела Всего трудоемкость Аудиторные часы Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабраторные
  Духовная атмосфера времени и литературный процесс            
  Творчество обэриутов и судьбы русского аывангарда            
  Философские утопии в поэзии и прозе 1930-х годов. Творческие искания М. Пришвина и Н. Заболоцкого.            
  Утверждение социалистического реализма как творческого метода и литературного направления            
  Литература Сопротивления.            
  Художественная система Андрея Платонова.            
  Поэзия Осипа Мандельштама.            
  Основные мотивы лирики А. Ахматовой советской эпохи            
  Михаил Булгаков и его роман ''Мастер и Маргарита''            
  Литература русского зарубежья и творчество В. Набокова.            
  Неоромантизм и неосентиментализм в поэзии и прозе 1930-х годов            
  Роман-эпопея М.Шолохова ''Тихий Дон'': углубление реалистической традиции.              
  Духовная атмосфера военных лет. Основные жанры публицистики.                
  Основные мотивы лирики и прозы 1941 –1945 годов.              
  Пьеса Л. Леонова ''Нашествие''            
Итого            

 

 

Учебно-тематический план заочной формы обучения

 

№ П/П Наименование темы, раздела Всего трудоемкость Аудиторные часы Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабраторные
  Духовная атмосфера времени и литературный процесс. Утверждение социалистического реализма как творческого метода и литературного направления            
  Художественная система Андрея Платонова.            
  Михаил Булгаков и его роман ''Мастер и Маргарита''            
  Роман-эпопея М.Шолохова ''Тихий Дон'': углубление реалистической традиции            
  Основные мотивы лирики и прозы 1941 –1945 годов.              
Итого            

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал