Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неоромантизм и неосентиментализм в поэзии и прозе 1930-х годов.
Маргинальные тенденции в литературе 30-х годов, их отношения с соцреализмом. Романтическое видение обыденной, ''глухоманной'' России (К. Паустовский ''Мещерская сторона''). Мир детства и отрочества как способ сохранения высоких романтических идеалов (проза А.Гайдара, повесть Р. Фраермана ''Дикая собака Динго''). Суровый романтизм в поэзии (К. Симонов, П. Коган, М. Кульчицкий) и прозе (С. Диковский, Л. Канторович, Ю.Герман). Драматизм коллизий, аскетическая доминанта в характерах героев, мужественный пафос. Поэтика скупого жеста, строгого ритма, неброских красок. ''Неосентиментализм'': создание образа частного, приватного человека (пьеса А. Афиногенова ''Машенька''). Сказочная дидактика Е.Шварца (пьесы ''Тень'', Дракон'').
11.Роман-эпопея М.Шолохова ''Тихий Дон'': углубление реалистической традиции.
История создания романа ''Тихий Дон''. ''Тихий Дон'' как роман эпопея. Жанровое содержание романа-эпопеи: ''мысль о границах свободы и зависимости'' (Л. Толстой). Поэтика романа-эпопеи (синтез всех основных типов романа). ''Мысль народная'' в романе. ''Немирный'' характер народного бытия, тотальное неблагополучие в мироустройстве - источник исторических катаклизмов. Революция как всеобщая катастрофа, крушение семейных ''очагов''. Образ Григория Мелехова как квинтэссенция народного характера и народных исканий всемирного лада. Социальное и общечеловеческое в герое, ''обаяние личности''. Трагизм образа Григория Мелехова. Эпическая аура романа. Эмоциональный полифонизм ''Тихого Дона''. Образы Вечности (круговорот природы, мотив детства, мотив любви) как мера эстетической оценки мира и человека.
Второй раздел. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1945 гг.)
1. Духовная атмосфера военных лет. Основные жанры публицистики. Духовная атмосфера времени. Ситуация Отечественной войны: угроза гибели страны и нации и духовное единение народа. Расцвет публицистики (''лирика в прозе'') как одной из самых отзывчивых форм художественного сознания. Публицистика А. Толстого (''Родина'', ''Что мы защищаем? ''), ее одический пафос. Обращение к историческим, фольклорным и легендарным корням нации. Война советского народа против фашизма как защита национального достоинства и самобытности России. Влияние публицистики А.Толстого на восстановление связей между советским обществом и дореволюционным прошлым страны. Публицистика И. Эренбурга. Война советского народа против фашизма как отстаивание ценностей мировой цивилизации. Жанр памфлета в публицистике И. Эренбурга: гротеск и сарказм - отличительные черты стиля.
2.Основные мотивы лирики и прозы 1941 –1945 годов.
Подъем лирической поэзии: два крыла (одическое и элегическое) и их взаимопроникновение. Монументальные образы Родины и Народа в одической лирике. Патетические жанры: призыв (''Священная война'' В. Лебедева-Кумача), клятва (А.Ахматова), заклинание (К.Симонов ''Убей его''). Элегическая тенденция: значимость для человека, идущего на смертный бой, святынь интимно-личностных. Образы любимой, матери, отчего дома, семьи в произведениях А.Суркова, К. Симонова, М.Исаковского. Формы художественной прозы в годы войны: оживление романтической традиции, героико-романтическая повесть, романтическая эпопея А.Фадеева ''Молодая гвардия''. Поэма А. Твардовского ''Василий Теркин'' как вершинное явление литературы периода войны. Образ Василия Теркина: принципы типизации. Взаимосвязь ''сказочного'' и ''романного'' начал в структуре поэмы. Диалогическая связь образов автора и героя.
3.Пьеса Л.Леонова ''Нашествие'' Основные тенденции в драматургии военных лет, формирование жанра ''народной драмы''. Пьеса Л. Леонова ''Нашествие''. Драма разобщенности советского общества – через разобщенность внутри семьи доктора Таланова. Федор Таланов: чувство оскорбленного достоинства и возвышение перед лицом всенародной беды, его подвиг. Особенности поэтики драмы ''Нашествие'': монументальность образов, ''зеркальность'' ключевых сцен, символический подтекст.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Художественный мир романа Андрея Платонова " Чевенгур" Задание: на основе сравнения двух – трех критических работ о концепции романа А. Платонова попытаться определить возможные подходы к анализу художественного мира в романе ''Чевенгур''. Вопросы: 1.Особенности архитектоники " Чевенгура". Сколько частей можно выделить в его составе? Каково содержательное наполнение каждой части? Какие закономерности проступают в соотношении этих частей? 2. Типы героев в романе. Какой смысл вкладывает А. Платонов в понятие ''мастерства''? Кто из героев первой части вправе претендовать на звание мастера? Каковы способы создания человеческого характера в романе? Особое внимание обратить на семантику имени (''говорящие фамилии'') и на литературных прототипов главных героев. Какова система отношений между персонажами? Мотив отцов и сыновей в романе. 3. Образ чевенгурской коммуны и его эстетическая оценка. Каково содержательное наполнение пейзажа в заключительной части романа? Насколько мотивирована гибель коммуны? Какое событие и почему послужило настоящим толчком для ее разрушения? Какой смысл заложен в открытом финале романа? 4. Стилевые особенности прозы А. Платонова. Понятие ''речевого гротеска'' (см. статью С.Г. Бочарова)
Литература Платонов А.П. Чевенгур/ Сост., вступ. ст и коммент. Е.А. Яблокова. Серия «Библиотека студента-словесника», М.: Высш. шк., 1991 (см. в этом издании также ст. Л.А.Шубина; С.Г.Бочарова; С.Г. Семеновой.) М..1991. Золотоносов М. Усомнившийся Платонов//Нева. 1990. №4. Золотусский И. Крушение абстракций// Новый мир. 1989. №1. Парамонов Б. Чевенгур и окрестности//Искусство кино. 1991. №12. Семенова С.Г. Мытарства идеала//Новый мир. 1988. №5. Дополнительная литература Чалмаев В. Утонувший колокол // Вопросы лит. 1988. № 7. Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования. М.. 1987. Гл.3-7.
Тема 2. Проблема историзма в романе А.Толстого " Петр I" Задание: по материалам критических статей определить причины обращения А. Толстого к образу Петра I, с учетом этих наблюдений и анализа отдельных эпизодов сделать вывод о характере историзма романа А. Толстого. Вопросы: 1.Как достигается конкретность в изображении исторической эпохи: - проанализировать образ допетровской Руси, каково его значение в общей концепции романа; - выделите основные сюжетные линии, отражающие противоречия внутри правящих сил, между верхами и народными массами. 2. Как воссоздается колорит эпохи в романе: через речевой строй (повествование автора и речь персонажей), через предметные детали и подробности? 3. Как изображаются народные массы? Как раскрывается их роль в истории? (Сопоставьте три массовые сцены: кн. 1, гл.1, подглавки 16, 18; кн. 2, гл. 1, подглавка 2; кн. 2, гл. 5, подглавка 4), 4. Образ Петра Первого: - как показан процесс " становления личности в исторической эпохе"; - как соотнесены образы Петра и князя Василия Голицына, Петра и короля Карла XII; - в чем проявилась идеализация личности Петра? 5. Какие отступления от принципов историзма обнаруживаются в изображении динамики исторического процесса в России? Литература Алпатов А.В. Алексей-Толстой - мастер исторического романа. М., 1971. Поляк Л.М. Алексей Толстой - художник. М., 1964.С. 382- 445. (гл. «Петр Первый») Крестинский Ю.А. А.Н. Толстой: Жизнь и творчество: (Краткий очерк). М., 1960. С. 172- 193. Демидова Н.А. Роман А.Н. Толстого «Петр I» в школьном изучении. М., 1971. Дополнительная литература Матвеев Б.И. Языковой колорит эпохи в романе А.Н.Толстого «Петр I » //Рус. речь. 1976. № 4. С. 128 - 134. Боярский Е.И. О мастерстве создания массовых сцен в романе «Петр I» А.Толстого//Вопросы поэтики художественного произведения. Алма-Ата, 1980. С. 150-159. Корюкова А. Тема Петра I в контексте литературы и творчества А.Н. Толстого// Корюкова А.М. А.Н. Толстой и русская литература: (Творческая индивидуальность в литературном процессе), М.: Наука, 1990, С. 183-210 Тема 3. Лики лирического героя в поэзии О. Мандельштама 1930-х годов Задание: ознакомиться с одной из работ, охватывающих весь творческий путь О.Мандельштама. Изучить циклы " Новые стихи" (1930 - 1934), " Воронежские тетради" (1935 - 1937) с целью выявления наиболее характерных " ликов" лирического героя, подготовить обстоятельный ответ на один из вопросов плана с анализом стихотворений. Вопросы: 1. Критика о лирическом субъекте в поэзии Мандельштама: чем, по мнению большинства исследователей, отличается лирический субъект стихов 1930-х годов от субъекта лирики 1910-1920-х годов (''Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…'' (1931) и др.)? 2. " Конвенционален" или " неконвенционален'' " человек эпохи Москвошвея" в стихах Мандельштама 1930-х годов? 3. В каких литературных и речевых " масках" выступает лирический герой? Каких " двойников" себе он находит? Проанализируйте эстетический смысл этих " масок" и " двойников". (''Я скажу тебе с последней / Прямотой…'' (1931), ''Жил Александр Герцевич…'' (1931), ''Утро 10 января 1934'' < Памяти Андрея Белого> и др.) 4. В чем выражалась попытка лирического героя " большеветь"? Удалась ли она творчески? (''Стансы'' (1935), ''Когда б я уголь взял для высшей похвалы'' < Ода> (1937) и др.) 5. Лирическое " Я" и надличные ценности – земля и небо в " Воронежских тетрадях": - раскрыть разные грани образа земли в мировосприятии лирического героя: - установить отличия семантики образа неба в стихах 1930-х годов от семантики образа неба в ранних стихах поэта. 6. Сделать общий вывод об образе лирического героя в поэзии Мандельштама 1930-х годов; о его отношениях с действительностью, о поисках путей преодоления гнета жесткого Века. Нашел ли он такие пути? Литература Гинзбург Л.Я. Поэтика Осипа Мандельштама// Гинзбург Л. О старом и новом (статьи и очерки). Л., 1982. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама// Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1. Левин Ю.И. О некоторых особенностях поэтики позднего Мандельштама //Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Воспоминания. Материалы к биографии. Новые стихи. Комментарии. Исследования. Воронеж, 1990. Его же. Осип Мандельштам: тридцатые годы // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 97- 142. Слово и судьба. Осип Мандельштам: Исследования и материалы. М., 1992. Гаспаров М.Л. Осип Мандельштам // Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб., 2001. Лейдерман Н.Л. Феномен Осипа Мандельштама// Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика XX века. Монографические очерки. Екатеринбург, 1996. С.169-182.
Дополнительная литература Семенко И. Поэтика позднего Мандельштама. М., 1997. Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992. Тема 4. Драматическая сказка: Е.Шварца " Дракон'': интеллектуальный конфликт и проблема народа Задание: освоить навыки анализа жанра интеллектуальной драмы, акцентируя внимание на поэтике многослойного развертывания центральной коллизии; выявить семантический потенциал этой формы, охарактеризовать ее актуализацию в пьесе Е. Щварца. Вопросы: 1. Определите конфликт и центральную художественную проблему пьесы. В чем состоит несогласие Ланцелота с горожанами: в 1-м действии, в 3-м действии? 2. Проанализируйте образ горожан. Особое внимание обратите на характеры Шарлеманя, Эльзы, Генриха, Бургомистра. Каковы отношения каждого из них с режимом Дракона? Что объединяет мироощущение различных горожан? 3. Раскройте символический смысл образа Дракона, проанализируйте хронотоп Драконьего города. Какие модификации претерпевает режим дракона после его гибели? Что остается неизменным? Почему? Как развивается во второй половине действия интеллектуальная интрига, связанная с посмертными метаморфозами Дракона, как она разрешается? 4. Как меняется самосознание горожан по мере развития действия? Какова логика этих изменений? Благотворны ли они? С помощью каких приемов воплощается автором эстетическая оценка? (Особое внимание обратите на подтекстные связи, рефрены.) 5. Характер Ланцелота. Насколько он условен, насколько убедителен? Как метаморфозы народа отражаются на эволюции позиции Ланцелота? 6. Зачем Е. Шварц использует сказочную традицию? Какие жанровые традиции сочетаются в этой пьесе? Какова их взаимодействие? Сопоставьте " Дракон" с известными вам интеллектуальными драмами западноевропейских авторов 1920 - 1930-х годов (Б. Шоу, Б. Брехт, Л. Пиранделло, Ж. Ануй, Жироду): что у них общего и в чем состоят различия? Литература Л иповецкий М. Поэтика литературной сказки. Свердловск, 1992. С. 110 - 120. Калмановский Е.Е. Шварц // Очерки истории русской советской драматургии: 1945-1967, Т.3. Л., 1968. С. 135 –161. Дополнительная литература Липовецкий М. Тень дракона//Липовецкий М. " Свободы черная работа". Свердловск, 1991.С.6-35. Головчинер В. Принципы художественного исследования действительности в пьесе Е.Шварца " Дракон". Образ горожан //Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1979. Вып. 2.
Тема 5. Трагедия Григория Мелехова: по материалам дискуссий Задание: 1.Ознакомьтесь с двумя из указанных в списке литературы монографиями. Изучите и сопоставьте концепции, объясняющие истоки и сущность трагедии Григория Мелехова. (Сделайте тезисные конспекты аргументации исследователей.) 2. Проанализируйте основные вехи судьбы Григория Мелехова: «мысль о границах свободы и зависимости» и ее воплощение в метаниях героя. 3. Какие специальные и исторические закономерности переломной эпохи, по вашему мнению, художественно сконцентрированы в характере и судьбе Григория Мелехова? (Определяя меру и степень масштабности образа главного героя романа, соотнесите его метания с жизнью других персонажей,)
Литература Якименко Л. Творчество М. Шолохова. 2-е изд. М., 1970.(гл. «Трагическая судьба Григория Мелехова», С. 119-235; «История разрушения семьи Мелеховых», С. 309-352). Бритиков А.Ф. Старое и новое в трактовке трагедии Григория Мелехова// Рус. лит. 1968, №4. Хватов А.И. Художественный мир Шолохова. М., 1978 (гл. «Мир уходящий», «Род Мелеховых», «На грани двух начал»). Палиевский П.В. Мировое значение М. Шолохова// Палиевский П.В. Литература и теория. М., 1979. Тамарченко Е. Идея правды в «Тихом Доне»//Новый мир, 1990, №6.
Тема 6. Образ Василия Теркина в поэме А. Твардовского " Василий Теркин'': проблема типизации Задание: подготовить реферативное сообщение по спорам в критике об исторических корнях и масштабности образа Василия Теркина, попытаться определить значение поэмы А. Твардовского в литературе военных лет. Вопросы: 1. Проведите анализ образа Теркина. - личная судьба героя как концентрированное воплощение солдатской доли на войне; - место Теркина в солдатской массе; - проследите за тем, как соотносятся поведение и переживания героя с эпическим сюжетом (ходом войны). 2. Выявите наиболее существенные способы типизации образа Теркина: - роль фольклорных мотивов; - значение " двойников" героя. 3. Проанализируйте в свете проблемы типизации взаимоотношения между образом Теркина и образом автора-повествователя (на анализе глав " От автора"). 4. Сделайте вывод о значении образа Василия Теркина в эволюции концепции советского человека. Литература Выходцев П.С. Твардовский и народная художественная культура «Василий Теркин») //Творчество Александра Твардовского. Исследования и материалы. Л., 1989. С, 5 -42. Турков А. Александр Твардовский. М., 1980. С. 63 - 96. Кондратович А. Александр Твардовский. Поэзия и личность. М., 1978. Гл. «Теркин и его автор». С. 134- 191. Гришунин А.Л. «Василий Теркин» А.Твардовского// Твардовский А. Василий-Теркин. М., 1978. С. 406 - 488. (Сер. " Литературные памятники"). Дополнительная литература Любарева Е.П. Эпос А.Твардовского. М., 1982. Гл. 2. " Ради жизни на земле".
|