Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Духовная атмосфера 1930-х – 1950-х годов






 

Духовная атмосфера 1930-х – 1950-х годов. Утверждение тоталитарного режима в стране. Оформление идеологического диктата над искусством. Первый Всесоюзный съезд писателей.

Писатель и Власть как историко-литературная проблема в тоталитарном государстве. Проблема творческого поведения писателя в 30-ые годы.

Кризис модернизма и его резонанс в художественной жизни. ''Феномен простоты'' как поиск первооснов – разные художественные разрешения проблемы.

 

 

Первый раздел.

ЛИТЕРАТУРА ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ (1928- 1941)

 

1.Творчество обэриутов и судьбы русского авангарда.

Идейно-эстетические особенности поэтики русского авангарда. ''Заумь'' как принцип построения параллельной трансфизической реальности в авангарде.

Творчество обэриутов: история возникновения группы и ее теоретическая платформа. Традиции народно- смеховой культуры, детское мировидение как основа мировосприятия в поэзии и прозе К. Вагинова, Н. Олейникова, А. Введенского и Д. Хармса.

 

 

2.Философские утопии в поэзии и прозе 1930-х годов. Творческие искания М. Пришвина и Н. Заболоцкого.

 

Пафос построения нового мира и утопическое сознание в 30-е годы: марксисткая концепция ''светлого будущего'', ''Философия общего дела'' Н.Федорова, учение о ноосфере В. Вернадского, космические проекты К. Циолковского и А. Чижевского.

Человек и природа в прозе М. Пришвина. Повесть ''Жень-шень'': метафорическое взаимопроникновение человеческих и природных образных рядов. Аллегорический смысл образа жень-шеня - корня жизни.

Философская поэзия Н. Заболоцкого. ''Столбцы'': ''графоманское'' письмо и отталкивание от мещанской системы ценностей. Динамика осмысления отношений между человеком и природой в произведениях Заболоцкого конца 30-х годов.

3.Утверждение социалистического реализма как творческого метода и литературного направления

 

Основные причины зарождения теории соцреализма и ее утверждения в 30-е годы. Эстетические принципы соцреалистического творческого метода как нормативной системы: художественный мир как модель классовой борьбы государства, идеологический критерий эстетической оценки, генерализирующее обобщение, - их противоречивый характер. Пафос соцреализма - народность, партийность, исторический оптимизм. Взаимодействие нормативной эпичности и романности как метажанровый конструктивный принцип направления соцреализма.

Основные жанры социалистического реализма: роман воспитания, производственный и идеологический романы, историческая эпопея, массовая песня. Социальные утопии А. Макаренко и Н. Островского. Соцреалистический канон и ''выламывания'' из него: роман А. Малышкина ''Люди из захолустья''.

 

 

4. Литература Сопротивления.

 

Социальная и идеологическая почва для возникновения литературы, оппозиционной правящему режиму, ее подпольный характер.

Политическая публицистика: ''Открытое письмо к Сталину'' Ф.Раскольникова и ''Манифест большевиков-ленинцев'' М.Рютина. Особенности поэтики публицистических жанров литературы Сопротивления (манифест, листовка, открытое письмо).

Поэзия ГУЛАГа, ее основные мотивы и образы. Лирика Я.Зунделовича: мотивы противостояния обезличивающим силам. Стихотворения А.Барковой и Е.Тагер: трагедия женщины в нечеловеческих условиях ГУЛАГа. Традиции балладного жанра в поэзии Е.Владимировой. Песня в ГУЛАГе (Юз Алешковский ''Песня о Сталине'', В.Демин «От качки страдали зэка…»).Сатира Сопротивления.

Художественная проза сопротивления: повесть Л. Чуковской ''Софья Петровна'', романы В.Сержа ''Дело Тулаева'' и ''Полночь века'', Г.Робакидзе ''Убиенная душа'', Н.Нарокова ''Мнимые величины''.

 

5.Художественная система Андрея Платонова.

 

Пролеткультовская идеология в ранних повестях и рассказах А. Платонова.

Переосмысление отношений между человеком и миром в повестях ''Эфирный тракт'' и ''Епифанские шлюзы''.

Основные константы поэтического мира в вершинных произведениях А. Платонова: человек в координатах жизни и смерти, образ ''вещества существования''. ''Сокровенный человек'' и проблема эстетической оценки героев А. Платонова. Диалогичность образа мира в романах ''Чевенгур'' и повести ''Котлован'': столкновение между схемой социального эксперимента и мифопоэтической картиной бытия.

Повесть ''Котлован'': ее образная структура и концептуальный смысл.

Путь к ''сокровенности'': мотив детства и образ Ребенка в прозе А. Платонова 30-х – 40-х годов.

Принципы ''постреализма'' в произведениях А. Платонова.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал