![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Круг друзей. Дея этой книги возникла у меня лет пять назад
дея этой книги возникла у меня лет пять назад. Заканчивался театральный семинар для школьных учителей драмы. Это был один из наиболее плодотворных вечеров и без того насыщенного трехдневного курса. Усталости почти не чувствовали, расходиться не торопились. И тут кто-то из присутствующих бросил фразу: - А посоветоваться так и не успел!.. Выяснилось, что вскоре наш коллега начинает преподавать драму в шестом классе. В лицей собираются прийти одновременно актер театра кукол, преподаватель драмы и художник-мультипликатор. После полуторачасовых встреч с каждым из них дети решат, к кому из представителей этих профессий они запишутся на годовой курс. Понятно, что наш товарищ нервничал. Одно дело быть хорошим актером, даже хорошим преподавателем драмы (что, согласитесь, не всегда одно и то же!), а совсем другое - " уметь продать себя". Именно об этом с долей цинизма, но с полным пониманием законов рынка говорили выступавшие перед нами в дни курса лекторы: - Хотите соперничать с компьютерными играми и телесериалами - учитесь быть привлекательными! - Умейте подать себя! - Добивайтесь, чтоб вас выбирали, а потом будете диктовать свои условия... В общем, коллега изрядно комплексовал перед предстоящей встречей - ярмаркой. В душе он уже ругал себя за нерасторопность, за то, что, увлекшись лекцией, забыл попросить совета преподавателя, не поговорил с товарищами по курсу, для которых опыт подобных встреч стал уже обычным. Сейчас все разойдутся по домам, и он останется наедине с собственной проблемой! Но тут в дело вмешалась цеховая солидарность. Уже никто никуда не спешил. Поставили на пол сумки, рюкзаки, портфели. Сгрудились в центре комнаты, и началось... Каждый, наверное, увидел себя в этой неуютной ситуации " товара"... Вспомнил, как непросто всего за полтора часа встречи с шумными шестиклассниками влюбить детей в себя и в свой предмет настолько, чтобы встреча эта оказалась первой, но не последней. Разговор естественно зашел о современной школе, театральной педагогике. А нужно ли вообще в школе преподавать драму? Может быть, изучение математики, экономики, основ менеджмента гораздо больше отвечает проблемам, которые день за днем подбрасывает нам жизнь? Почему мы, профессионалы в педагогике и в театре, решили, что именно занятия драмой хорошо вписываются в педагогическую концепцию воспитания личности в XXI веке? Может быть, наша убежденность в собственной правоте, в том, что искусство театра должно быть полновесно и ярко представлено в современном образовании, -это лишь банальнейшая забота о хлебе насущном? Как там было у М. Жванецкого: " Что охраняешь, то и имеешь! "? Нет, все дело в том, что " игра в поведение" - это сердцевина театрального творчества. Дети - актеры от Бога. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С. Станиславский, " детское " как будто бы" куда сильнее нашего магического " если бы". Вместо того чтобы заставлять ребенка " петь с чужого голоса", мы должны суметь " поставить" его собственный, детский голос! Педагоги всего мира говорят о том, что театр для детей - это чудесная возможность присвоения себе измененной действительности. В середине восьмидесятых годов прошлого столетия прекрасный учитель Шалва Александрович Амонашвили писал в знаменитой книге " Как живете, дети? " о своем опыте раннего включения театра в школьную жизнь: " Шестилетки играли в Тома Сойера. Когда эти дети учились в пятом классе, они играли в Пеппи. А когда они учились в школе третий год... - Кому завтра быть Маленьким Принцем? - спрашивает учитель. - Пусть будет Вах-танг! - Выходит Вахтанг. Он, конечно, счастлив. Завтра Вахтанг весь день будет играть Маленького Принца таким, каким он себе его представляет... Теперь я твердо следую той мысли, что духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес".* Вот оно - учение с увлечением, постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство, которое " поможет детям заселить свое уникальное духовное царство великолепными образами человеческого творения, посеять там зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрения, моральные устои".** В этом огромном воспитательном потенциале - сила театра как синтетического искусства перевоплощения. Занятия драмой - это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление. Они помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, поверить в себя. Драма в школе - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но " проверка действием" множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и родители, враг и друг, сильный и слабый... Здесь, в классе, превращенном в репетиционную комнату, в зрительный зал, приобретаются навыки публичного поведения и решения конфликтов... Хотите от " зерен возвышенных идей" опуститься на грешную землю и проверить " практическую целесообразность" занятий драмой со школьной скамьи? Пожа- * Амонашвили ША Как живете, дети? - М., 1985, с.116-117. ** Там же, с. 113. луйста! В современном мире не столько фундаментальные знания, сколько творческое мышление, способность к фильтрации информации, быстрота реакции, устойчивость к психологическим нагрузкам являются гарантией профессиональной карьеры. И что же? Театральная образность стимулирует творческое и прогностическое мышление, учит сводить многообразную информацию к сжатой и информационно емкой метафоре. Эмоциональная подвижность, готовность к публичному выступлению - чем не тренинг психологической устойчивости? А отработка быстроты и свежести реакций лежит в основе импровизаций и актерского тренинга. А ведь мы еще ни слова не говорили о том, как уроки драмы воспитывают зрителя, знакомят ребенка с началами эстетики... - Чем раньше театр станет инструментом воспитания, тем больше выиграет и ребенок, и мы все, общество в целом! Наверное, утверждение это грешит банальностью и не стоит ломиться в открытую дверь, однако именно на такой, вселяющей веру в лучшее будущее " мантре", мы все - участники того памятного семинара - решили покончить с теоретическими рассуждениями и перейти к практике. Свободная обстановка " Гайд-парка" уступила место репетиционному полукругу, в котором коллеги начали предлагать свои варианты первой, а потому особенно серьезной встречи с лицеистами. Почти два часа общих усилий не прошли даром. Участники курса выдавали " на-гора" свои самые любимые, фирменные, проверенные на практике упражнения и задания. Коллеги выходили на репетиционную площадку, чтобы продемонстрировать вживую те или иные элементы планируемой встречи. Спорили о том, для какого возраста подходят театральные игры, как методически верно объяснить задание, сколько упражнений имеет смысл дать за одну встречу, нужно ли добиваться качества или сделать упор на стопроцентном участии детей... В конце этого импровизированного педагогического семинара кто-то бросил взгляд на исписанные нами с обеих сторон листки и сказал: - Вот тот бензин, без которого ни один из нас не сможет добраться до школы. Это и есть наше творческое горючее... Спасенный коллега рассыпался в благодарностях, хотя благодарить стоило как раз его: мы сами получили удовольствие от профессионального общения и неожиданной творческой тренировки. Перед расставанием договорились приготовить к следующей встрече очередную партию " Избранного" и продолжить мозговой штурм. Не помню, имела ли та давняя история продолжение. По моему, дебют нашего товарища в сфере маркетинга прошел весьма успешно. Решение собрать воедино " банк идей" то ли забылось, то ли показалось потерявшим актуальность. Но именно с того памятного вечера началась история моей голубой папки - объемистого вместилища со множеством отделений для больших картонных карточек. В один из дней, сев к столу, я записал на цветных картонках пару десятков любимых мной этюдов и упражнений. Записал и разложил по темам: " Задания на знакомство", " Работа над образом", " Бессловесное действие", " Мышечная разминка"... Та голубая папка верой и правдой отслужила мне более пяти лет. Затем количество собранного в ней материала увеличилось настолько, что потребовалось новое, гораздо более объемистое хранилище. Затем - новая осмысленная классификация, чтобы без труда найти необходимый материал. Я вел молодежную театральную студию, преподавал драму в школе, работал с подростками в молодежных клубах, проводил семинары для родителей, коллег-режиссеров и всегда держал со своей голубой папкой обратную связь. Даже превратившись со временем во внушительного черного кожаного монстра, она оставалась для меня все той же давней " голубой папкой", с которой все-все начиналось. Это была " заправочная станция", которая отпускала мне " творческое горючее" без очереди, в любое время. Отсюда выходили на свет подзабытые задания. В последнюю минуту здесь обнаруживались необходимые упражнения. С ее помощью обретали кровь и плоть самые отвлеченные идеи... Мои друзья и коллеги нашли с папкой общий язык, научились свободно ориентироваться в многочисленных карточках и рубриках. Материалы перекочевывали в блокноты и записные книжки, использовались в самых неожиданных местах: от детских садов до студенческих семинаров и клубов пенсионеров. У заданий, которые постепенно, с миру по нитке, собирались в течение этих лет, исчезла даже национально-географическая принадлежность. Апробировались они в разных странах во время моих семинаров: в России, в Молдавии, на Украине, в так называемом " дальнем зарубежье" - на встречах с молодежью в США, Израиле. Готовя это введение, я не переставал мучиться проблемами классификации материала. Составлял списки, рисовал таблицы, обозначал разными цветами различные темы и... терял терпение в безнадежных попытках однозначной систематизации всей этой радуги. Каждый раз, исхитрившись поместить карточку в разряд заданий определенного толка, я выяснял, что она начинает предательским образом тяготеть к абсолютно иным структурам. Из упражнений на концентрацию вдруг вылезали уши заданий на организацию партнерства. Работа с текстом тащила за собой необходимость речевой разминки, а попытка мизансценирования этюдов убеждала в важности физического тренинга... Устав возводить между заданиями тематические стены, я махнул рукой на столь свойственную нашей жизни эклектику и там, где это было возможно, присвоил части театраль- ных этюдов имена, остальные же обозначил порядковым номером. Опыт подтвердил предположение, что собранный в папке материал может использоваться при работе с различными по возрасту и менталитету людьми, при решении разнообразных профессиональных задач. Если в нем и нет теоретической новизны, то, безусловно, присутствует практическая целесообразность. Не без активной поддержки тех, кто когда-то пользовался материалами моей " голубой папки", я в конце концов решился опубликовать ее часть на страницах этой книги. Была и еще одна, чисто субъективная причина -страх однажды этого картонного сокровища лишиться. Мало ли: ураган, пожар, землетрясение... Выронил, забыл, украли... Шутки шутками, но сама мысль о возможности утраты бросает меня в дрожь. Это как потерять распухший от записочек, бумаг, адресов, телефонов, планов еженедельник! Кто терял, тот знает... В общем, если эмоционального читателя уже обуял страх, если он разделяет со мной все мыслимые и немыслимые комплексы, то понимает, надеюсь, что эта книжка - не плод графомании. Скорее, она - результат здравого размышления автора над природой театральной педагогики и следствие врожденной любви к ближнему. Я верю, что человек творческий (каким, без сомнения, являетесь вы, многоуважаемый читатель) среди приведенных здесь заданий и упражнений сможет найти те, которые созвучны его мыслям, идеям, его темпераменту и вкусам. А дальше начнется ваша самостоятельная работа по адаптации найденного материала к конкретным условиям работы с конкретными людьми. Без такого сотворчества собранные здесь идеи останутся пустым звуком, набором неуклюжего и ничего не выражающего текста, неизвестно к кому обращенного. В принципе все, что собрано под этой обложкой, -это только оболочка. Превратить ее в упругий, яркий, ра- дующий душу, желанный воздушный шарик можно, наполнив идеи собственным теплым дыханием. Так и автор пытался и пытается делать: собирать и адаптировать чьи-то находки, бесконечно придумывать что-то свое, синтезировать и анализировать, одновременно принимать и отдавать. Делиться и в то же время подпитываться энергией от тех, с кем выпадает встречаться в репетиционном зале... НАЧАТЬ С НАЧАЛА,
|