Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэтический мир Тютчева 4 страница
ет исключительное разнообразие временных сдвигов, часто в пределах одного и того же текста.
Я помню время золотое, Я помню сердцу милый кран. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит. Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела... Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах. И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень (1, 56).
Стихотворение начинается словами " я помню", задающи- ми временной разрыв между настоящим временем монолога и находящейся в прошедшем картиной, составляющей содержа- ние стихотворения. Но сама эта картина принадлежит нес- кольким временным пластам. Прежде всего дано противо- поставление древнего (вечного) - " руина замка", " мшис- тый гранит", " обломки груды вековой" и юности (" младая фея", " ногой младенческой касаясь..."). При этом, пос- кольку юность дана не в настоящем, а в остановленной во времени - как стоп-кадр - картине прошлого, как сущест- вующая в реальности памяти, то антитеза " древность - юность" не выделяет признаков: " устойчивость - быстро- летность". Вечной древности противопоставлена вечная юность. Другой временной пласт в этой картине образован отношением: героиня - вечер, заходящее солнце. Момент остановленного (" солнце медлило", переходя ото дня к ночи) организован по вертикали: внизу уже ночь (" Внизу, в тени, шумел Дунай") с характерной для ночной картины Тютчева сменой цвета звуком (" звучнее пела / Река в по- меркших берегах"), но вокруг героини вечная весна (" яб- лонь цвет") и остановленный день. И все же конец стихотворения говорит о неизбежности наступления вечера. Последняя часть стихотворения начи- нается строкой:
Ты беззаботно вдаль глядела...
В отношении к предшествующему тексту " вдаль" может быть понято как пространственное направление: взгляд на " край неба", который " дымно гас в лучах". Но эпитет " беззаботно" подсказывает и иное наполнение: взгляд в будущее. Здесь активизируется значение " веселья", " бес- печности" и " быстротечности". Но еще важнее другое: последние две строфы обращены в будущее, которое для первой строфы - настоящее, а настоящее всей этой карти- ны оказывается прошлым. А то, что это прошлое, которое еще не знает, что оно прошлое, и которому неизвестно его будущее, названо " время золотое", бросает на " без- заботно", " с веселостью беспечной" ожидаемое будущее тень горького разочарования. Сложное переплетение времен создает как бы узор ков- ра, определяющий временное пространство данного текста. Наконец, нельзя не отметить, что, как и в других случаях, временной мир Тютчева может строиться на рез- ком диссонансе, несовместимости временных пластов. Так, в стихотворении " Вечер мглистый и ненастный..." сталки- ваются в один временной момент несовместимые части су- ток - утро и вечер; в отрывке:
Впросонках слышу я - и не могу Вообразить такое сочетанье, Я слышу свист полозьев на снегу И ласточки весенней щебетанье (2, 227) -
сталкиваются в диссонансе времена года, создавая ир- рациональный хаос времени. Мы рассмотрели лишь общие черты художественного мира Тютчева. Художественный мир (или, по выражению Б. М. Эйхенбаума, " онтология поэтического мира") - не текст, и то, что было предметом нашего внимания, не может быть приравнено к структуре того или иного стихотворения. Художественный мир относится к тексту так, как музы- кальный инструмент к сыгранной на нем пьесе. Структура музыкального инструмента не является объектом непос- редственного эстетического переживания, но она потенци- ально содержит в себе то множество возможностей, выбор и комбинации которых образуют пьесу. Сопоставление это не во всех случаях корректно: как правило, художествен- ный мир динамичен, подвержен эволюции и, что еще важ- нее, находится под постоянным деформирующим воздействи- ем с его же помощью создаваемых текстов. То, что в мо- мент создания было частной реализацией художественных потенций художественного мира или его деформацией, сдвигом, нарушением, будучи созданным, делается нормой и традицией. Лирика Тютчева, в этом плане, явление исключитель- ное: отличаясь разнообразием, контрастной противоречи- востью всех красок образующей ее картины, она исключи- тельно стабильна в своих структурных особенностях. Про- исходят разнообразные сдвиги внутри смысловых оппози- ций, вступает в силу сложная игра их комбинаций, но са- ми оппозиции стабильны на всем протяжении творчества. Это объясняет давно отмеченный исследователями пара- докс: противоречивое разнообразие текстов Тютчева имеет органическую тенденцию складываться в единый текст - " лирика Тютчева". Названная система смысловых оппозиций не принадлежит области того, о чем Тютчев говорит в своих стихах, а относится к гораздо более глубокому пласту: к тому, как он видит и ощущает мир. Это как бы лексика и грамматика его поэтической личности. В этом отличие поэзии Тютчева от так называемой философской поэзии, хотя относить его к последней стало уже традицией. Поэты " философской школы" делали теоретические идеи темами и содержанием своей лирики. Они излагали философские идеи в стихах, которые от этого приобретали декларативный характер и образовывали мир, замкнутый для внешних - бытовых, жи- тейских, биографических - впечатлений. Лирика Тютчева почти всегда инспирируется моментальным впечатлением, острым личным переживанием. Это как бы роднит ее с имп- рессионистической моментальностью поэзии Фета. Но Фет и рассказывает об этих поэтических импульсах на языке ин- дивидуальных ощущений, а Тютчев переводит их на язык тех глубинных оппозиций, которые строят онтологию его мира. Отсюда характерный парадокс: поэзия Тютчева, как справедливо отмечала Л. Я. Гинзбург, отличается " " вне- личностным" характером". Однако по текстам его лирики можно с большой точностью проследить и историю его сер- дечных увлечений, итинерарий его путешествий. Если поэ- ты философской школы повествуют об абстрактных идеях на языке абстракций, то Тютчев вечным языком говорит о мгновенных впечатлениях, а Фет о них же - на языке мгновений. Но между глубинным миром Тютчева и внешними импульсами стоит уникальный посредник - тютчевское сло- во. Оно настолько своеобразно, что должно быть предме- том отдельного разговора. Отметим лишь особенность его посреднической функции: поэтический мир тютчевской он- тологии реализуется только в слове, но фактически лежит за его пределами. Более того, он лишь с известной нап- ряженностью актуализируется в слове. Одновременно и мир житейских впечатлений, весь хаос бытия, " тундра крови" (2, 73), по пронзительному выражению в одном из ранних стихотворений, также не адекватны словарю обыденной ре- чи. Это и определено Тютчевым как отношение " невырази- мости", борьба с которым и создает специфику тютчевско- го слова, героическую победу пророка над косноязычием.
Существует традиция связывать тему " Silentium! " с системой представлении немецкого романтизма (Н. Я. Бер- ковский, Л. Я. Гинзбург и ряд других авторов). Эти наб- людения имеют глубокое историко-литературное обоснова- ние, и попытки оспорить их (см.: Журавлева А. И. Сти- хотворение Тютчева " Silentium! ": К проблеме " Тютчев и Пушкин" // Замысел, труд, воплощение. М., 1977) выгля- дят неубедительно. Однако можно бьшо бы указать и на проявление коренной антиномии поэтического языка вооб- ще, и на последующую традицию борьбы с косноязычием (Фет, А. Белый, Цветаева). См. в наст. изд. статью " По- этическое косноязычие Андрея Белого".
|