Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В интклюзивной группе.
Кречетова Е. В. - воспитатель ФИЗО Физкультура для детей – как правило, праздник. Дети любят играть в подвижные игры, демонстрировать свои физические возможности и вообще двигаться. Необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность. Часто физическое и эмоциональное развитие ребенка заменяют информационным. В результате у большинства дошкольников отмечается дефицит движения в течение дня, обусловливающий появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме ребенка. Преждевременное и одностороннее обучение детей может привести к минимальной мозговой дисфункции (один участок мозга развивается быстрее за счет обкрадывания другого). Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере. Всестороннее физическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности дошкольного учреждения. Оно включает в себя физкультурные занятия, привитие гигиенических навыков, расширение знаний об организме, воспитание интереса к здоровому образу жизни, обеспечение достаточной двигательной активности детей в течение дня. В нашем саду физическому развитию детей уделяется большое внимание. Двигательные задачи решаются на «Кругу» (специально структурированных игровых занятиях), на прогулке, на физкультурном занятии, в самостоятельной деятельности детей. Интегративная группа в детском саду включает в себя и детей с обычно протекающим развитием, и c синдромом Дауна, и с ЗПР, и с ДЦП и с эмоционально-волевыми проблемами. Физкультурное занятие начинается со знакомства с детьми, общения с ними в группе. Необходимо почувствовать детей, понять, что привлекает каждого из них и в идеале постараться дать ему это. Детям, особенно маленьким, не скажешь: «Надо! Это готовит тебя к школе, развивает тебя» и т.д. Для начала важно не научить их каким-либо конкретным действиям, а заинтересовать, мягко увлечь за собой, дать им полюбить физкультуру. Ведь если этого не сделать, они могут просто отказаться посещать занятия и период адаптации затянется надолго. Это также относится и к детям с особенностями развития, со страхами, неврозами и т.д. Физкультурные занятия в интегративной группе по структуре своей ни чем не отличаются от занятий в обычном детском саду, но имеют ряд особенностей. Стандартно физкультурное занятие делится на три части: вводная (построения – перестроения, разучивание строевых команд, ходьба, бег, простые игры на внимание), основная (общеразвивающие упражнения, основной вид движений и подвижная игра) и заключительная (малоподвижная игра, дыхательные упражнения и/или спокойная ходьба по залу). Начало занятия традиционно: дети входят в зал, снимают обувь и строятся в колонну. Все дети, включая и детей с особенностями развития, одеты в спортивную форму – это настраивает на спортивный лад и не сковывает движений. Дети с особенностями развития приходят на занятия обязательно в сопровождении педагога (воспитателя или специалиста, ведущего наблюдение за моторным развитием ребенка), который помогает ребенку включиться в процесс занятия. Следует отметить, что все дети с особенностями развития разные. Кто-то через пару месяцев сможет самостоятельно посещать физкультурные занятия, а кому-то будет необходимо постоянное сопровождение. Данное сопровождение носит организационный характер, так как, например, у детей с синдромом Дауна изначально присутствует диффузно сниженный мышечный тонус, им может требоваться «тормошение» и активное вмешательство со стороны педагога сопровождения. А ребенка с эмоционально-волевыми проблемами, наоборот, надо слегка сдерживать и пояснять требования физкультурного работника спокойно и медленно. Строевые упражнения развивают ориентацию в пространстве (вспоминаем, где право, а где лево, перед и за, между и т.д.); ходьба и бег развивают выносливость детей, повышают мышечный тонус, эмоциональный настрой. Упражнения на сохранение равновесия развивают двигательный опыт детей, придавая им уверенность и смелость, тренируют контроль над своим телом, умение ориентироваться в пространстве. Особое внимание следует уделять детям, неуверенно чувствующим себя при сохранении равновесия (например, с синдромом Дауна или с ДЦП). Дети с особенностями развития с удовольствием выполняют простые движения, а также повторяют их за остальными детьми. Поначалу не стоит требовать от них слишком много – их фактический возраст зачастую отличается от формального, то есть эмоционально они еще довольно маленькие и в ответ на требования могут обидеться или закрыться. Им просто необходима похвала, произнесенная эмоционально, да еще и с конкретным адресом («Коля, молодец!», «Лиза, у тебя здорово получается!»). При построении в ряды для выполнения общеразвивающих упражнений «особым» детям может потребоваться помощь. Сами по себе эти упражнения достаточно скучны, дети с особенностями развития могут на данном этапе внезапно почувствовать усталость, ощутить некоторую потерянность. Существует несколько способов проведения общеразвивающих упражнений, на каждый из которых дети реагируют по-разному. Наглядно-слуховой прием (повторение упражнений за педагогом под бодрую музыку) обеспечивает наибольшую включенность детей. Они завороженно и с удовольствием делают необходимые движения. В младшей и средней группах наиболее действенным является игровой способ выполнения упражнений (например, имитация движений животных). В случае использования словесного метода, когда упражнения выполняются лишь по инструкции физкультурного работника, детям с особенностями развития необходима помощь педагога сопровождения. Сокращает время реакции и упрощение инструкции. Общеразвивающие упражнения в парах помимо развития физических качеств дают опыт парного взаимодействия, телесный контакт, эмоциональную разрядку. Широко распространены в работе с дошкольниками упражнения с предметами – гимнастическими палками, флажками, обручами, кубиками, мячами и т.д. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает процессу положительную эмоциональную окраску. Выполнение упражнений с предметами повышает их доступность, конкретизирует упражнения, помогает детям контролировать свои действия. В физкультурно-оздоровительной работе интегративной группы регулярно используется комплекс упражнений по психомоторной коррекции, разработанный Б.А.Архиповым и А.В. Семенович, и построенный по методу замещающего онтогенеза. Эти упражнения, требующие достаточно высокого тонуса, координируют взаимодействие всех частей тела, позволяют ребенку чувствовать свое тело, управлять им, вызывать состояния напряжения и расслабления, произвольно переключаться с одного состояния на другое, то есть ощущать свое мышечно-динамическое состояние. За основу этих упражнений взяты уровни построения движений в онтогенезе: в 1-2 месяца ребенок держит головку, развиваются скоординированныедвижение рук, в 4-5 месяцев - поворачивается со спины на живот, в 6-7 месяцев начинает присаживаться, переворачиваться с живота на спину, лежа на животе может приподнимать туловище, ползать на животе, в 8-9 месяцев сидит без опоры, ползает на четвереньках, переступает при поддержке за обе руки, 10-11 месяцев – стоит без опоры, ходит при поддержке за одну руку, 12 месяцев – приседает и выпрямляется, делает первые самостоятельные шаги. Статистика показывает, что в зависимости от состояния центральной нервной системы дети осваивают эти движения неодновременно, но при нормально протекающем развитии необходима именно такая последовательность прохождения этапов онтогенеза. У ребенка с синдромом Дауна все этапы раннего развития оказываются растянутыми во времени. Они часто рождаются функционально незрелыми, не завершив еще свой внутриутробный цикл, поэтому позже начинают держать головку, поворачиваться, сидеть, ползать. В настоящее время, так называемые, «нормальные» дети тоже имеют определенные трудности при прохождении этапов раннего развития. Как правило, это дети с родовыми травмами, рожденные путем кесарева сечения, имеющие особенности внутриутробного развития. Например, этап ползания очень часто бывает пропущен (ребенок сразу садится) или пройден не полностью. А ведь любое ползание – это четкое взаимодействие рук и ног, головы и взгляда. При ползании расширяется восприятие пространства, тренируется нижнее поле зрения, улучшается межполушарное взаимодействие. Для большинства детей характерна несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Значительная часть упражнений данного комплекса посвящена развитию именно взаимодействия полушарий (ползание по-пластунски, на четвереньках и т.д.) Выполнение комплекса психомотрной коррекции дает возможность компенсировать пропущенные или искаженные этапы онтогенеза, гармонизировать развитие ребенка. Упражнения выполняются в данной последовательности, в замедленном темпе.
|