Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.
Для этих детей характерны лицевые асимметрии, асимметрии глазных щелей, неправильный рост зубов, различного рода дистонии, включающие как гипер-, так и гипотонус. Фиксируется обилие пигментных пятен, родинок и т.п. Данные стигматы сочетаются с явлениями дизонтогенеза ритмики мозга (ЭЭГ), специфическими особенностями гормонального и иммунного статуса. В двигательной сфере имеет место накопление амбидекстральных черт и псевдолеворукости. Наблюдаются грубые дефекты как реципрокных, так и синергических сенсомоторных координаций с обилием синкинезий, вычурных поз и патологических ригидных установок. Дефицитарен динамический праксис. Наблюдается инверсия вектора восприятия (горизонтального и вертикального) и фрагментарность восприятия при сканировании большого перцептивного поля с тенденцией к левостороннему игнорированию. Выявляется грубая патология всех уровней и аспектов пространственных представлений с обилием реверсий и отчетливыми отличиями в работе правой и левой руки. 90-градусные реверсии при копировании фигуры Тейлора. Обнаруживаются дефекты избирательности памяти вне зависимости от ее модальности при относительно сохранном объеме и прочности. Много реминисценций. В речевой сфере налицо тенденция к амбилатерализации полушарий мозга и задержка формирования доминантного по речи полушария вплоть до 10-12 лет. Отмечается снижение фонематического слуха на фоне стертой дизартрии и тенденция к аномическим проявлениям. Несформированность и обедненность самостоятельной речевой продукции с обилием речевых «штампов» и аграмматизмов. Имеет место задержка становления обобщающей и регулирующей функции слова. Многие имеют то, что в логопедии называют общим недоразвитием речи. Большая часть детей с проблемами в развитии попадают под это описание. У кого-то это достаточно грубые нарушения стволово-подкорковых образований (как при ДЦП), у кого-то лишь «пограничное состояние» – «школьная дезодаптация», т.е. ребёнок стабильно не успевает по основным предметам в школе. Последние, как правило, с общей моторной неловкостью, с задержкой формирования мелкой моторики рук, часто (как говорилось выше) со стёртой дизартрией, слишком подвижные (иногда стоит диагноз гиперактивности и двигательной расторможенности), бегая, «врезаются во все углы», часто падают, с наличием патологических содружественных движений (когда пишет и рисует оживает не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – «ёрзает» на стуле). Не смотря на то, что с виду многие из описываемых детей выглядят «крепышами», почти всегда отмечаются различные (не грубые) дистонии. Родители и педагоги отмечают, что ребёнок истощаем, с трудом сидит на месте больше 10 – 15 минут, не внимателен, часто отвлекается, угрозы и окрики помогают, но не надолго. Кране медлителен: может одеваться часами, очень долго обедает и т.д. Упорно не может запомнить право-, лево-, не любит рисовать, особенно срисовывать. Если это – школьник, - у него, кроме вышеописанного, трудности с письмом – «зеркально» пишет буквы, слишком часто делает «глупые» ошибки, пропускает буквы, почерк хуже всех в классе (буквы разного размера, строки прыгают), в тетради грязь. Почерк ухудшается и улучшается так же как и общая успешность в школе – по типу синусоиды: то всё на пике, то всё в «минусе». Память то очень хорошая, то очень плохая, часто в нужное время не может вспомнить то, что надо, зато, когда не надо… Очень умненький, но не всегда – дома, когда мама с «горячей» правой рукой у затылка рядом, иногда, когда психолог смотрит один на один. Но в классе, словно чистый лист… Если мама (папа, бабушка и т.д.) «генерал», через пару лет ребёнок иногда может стать более успешным, но, к сожалению, во-первых, слишком часто такой «способ коррекции» приводит к ранним головным болям, проблемам желудочно-кишечного тракта, во-вторых, не все мамы – «генералы», в третьих, - самооценка – очень важная в обучении, но очень хрупкая характеристика. Если ребёнок постоянно неуспешен сейчас и при этом адекватно себя оценивает, (а «наш» ребёнок вполне периодами сообразителен, и, иногда сам, иногда при незначительной «помощи» учителей, одноклассников, часто той самой мамы, осознаёт уровень своей успешности), то в дальнейшем уже не пытается учиться лучше – «всё равно не получится». Он в школу ходит сейчас, хорошо учиться ему надо сейчас, не говоря у ж том, что знания, которые ребёнок получает в начальной школе – базовые, основные, на них строится всё его дальнейшее обучение… И в том и в другом случае метод коррекции один и тот же. Это метод замещающего онтогенеза. Основной принцип этого метода - соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов. Далее ребёнок как бы заново проходит основные этапы онтогенеза, но уже под контролем специалиста, который отслеживает, чтобы каждый этап был пройден правильно. Группой нейропсихологов и невропатологов (А.В. Семенович, Б.А. Архипов и др.) была разработана методика нейропсихологической коррекции. «Методика» представляет собой трехуровневую систему. Основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности. Направление, в рамках которого была разработана «Методика нейропсихологической коррекции», исходит из того, что воздействие на сенсо-моторный уровень с учетом общих закономерностей развития ребёнка вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Воздействуем на этот «базис» в логике последовательности нормального онтогенеза, т.е ребёнок сначала лежит, потом встаёт на четвереньки и лишь потом встаёт. При выполнении различных двигательных упражнений изменяется деятельность всех систем организма. Подбирая специализированные упражнения, можно оказать целенаправленное влияние и преимущественно изменять определенные функции организма, а через изменение функции – воздействовать на восстановление поврежденной системы. Т.е., по Глен Доман, «функция определяет структуру». Например, мы видим у ребёнка определённые проблемы с тонусом мышц и устанавливаем, что это связано с нарушением в работе подкорковых структур мозга. Далее, работая над нормализацией тонуса, мы, следовательно, влияем и на сами подкорковые структуры. Проблема детей с мозговыми нарушениями в том, что нарушение определённых структур мозга является барьером на пути входящей сенсорной стимуляции через зрительный, слуховой, осязательный пути, и исходящего моторного ответа. Давая ребёнку зрительную, слуховую, осязательную, «вестибулярную», двигательную стимуляцию определённого рода повышенной частоты, интенсивности и продолжительности мы позволяем повреждённым структурам находить скрытые ресурсы в самих себе или строить «обходные» пути. Для большинства наших детей характерна несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Значительная часть упражнений нейропсихологической коррекции посвящена развитию именно взаимодействия полушарий (например, дети на занятиях большую часть времени ползают по-пластунски или на четвереньках). На более поздних этапах предлагаются специальные упражнения, как то: хождение с перекрёстом рук и ног, «2 сороконожки», рисование двумя руками одновременно и т.д. Предлагаемая программа опирается на «Комплексную нейропсихологическую коррекцию и абилитацию в детском возрасте». Эта методика предложена А.В. Семенович в книге «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» (М., 2002), рекомендованной Советом УМО Университетов РФ по психологии в качестве учебного пособия для вузов, вед приблизительный план занятий на 3 месяца (занятия 2 раз в неделю) для группы детей с негрубым функциональным дефицитом стволово-подкорковых образований мозга, вторичным функциональным дефицитом правого полушария, межполушарного взаимодействия и функциональной несформированностью височных и лобных отделов мозга. Мы выбрали для описания именно такой вариант дизонтогенеза, так как он наиболее часто встречается среди отстающих (не значительно) в психо-моторном (в том числе речевом) развитии старших дошкольников и неуспевающих по основным школьным предметам младших школьников.ущих подготовку кадров по психологическим направлениям и специальностям.
|