Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ориентация в пространстве
Большое внимание мы уделяем развитию и коррекции пространственных представлений, которые формируются первоначально на телесном уровне, по отношению «к самим себе», «от себя», потом на плоскости: сначала на вертикальной плоскости – на доске, потом на горизонтальной плоскости – на листе бумаги, и, наконец, на листе бумаги в клетку.На физкультминутке, например, можно предложить дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левой пятки и т.п., сделать шаг влево, два шага вправо, шаг вперед, и два - назад. Один из вариантов известной игры «Холодно – горячо»: водящий выходит из класса, кто-нибудь прячет в это время игрушку, водящий возвращается, дети по очереди командуют, в какую сторону и сколько шагов ему надо сделать, чтобы найти игрушку, например, пять шагов вперед, три шага вправо и т. д. Следующий этап развития пространственной ориентации – ориентация на вертикальной плоскости. Дети любят игру «Муха». На магнитной доске нарисована таблица 3x3 или 4x4 клетки, на одной из клеток находится магнит – «муха». В наиболее простом варианте дети по очереди командуют, куда лететь мухе, (обязательное условие, чтобы муха не вылетела при этом за пределы таблицы), например, муха, вверх! Педагог передвигает муху в заданном направлении, но иногда ошибается, передвигает муху, например, не вправо, а влево, дети должны заметить ошибку и хлопнуть в ладоши. В другом варианте игры в клетках таблиц рисуются геометрические фигуры или цифры, движение мухи задается стрелками, а дети определяют, на какую цифру или фигуру прилетит муха. Ребенку сложнее ориентироваться на горизонтальной плоскости, чем на вертикальной. Одной из игр на фронтальном занятии может быть «Письмо». Педагог или ребенок вскрывает конверт и «читает» письмо – лист бумаги, на котором в каждом углу нарисована, например, геометрическая фигура. «Особый» ребенок может рисовать с помощью педагога по трафарету на доске, остальные дети рисуют на листе бумаги. Например, в правом верхнем углу должен располагаться треугольник, в правом нижнем углу - квадрат, в левом верхнем углу - прямоугольник, в левом нижнем углу - овал, в центре листа - круг. Потом, можно предложить проверить получившиеся письма, нарисовать на доске, ответить на вопросы, например, какую фигуру ты нарисовал в левом нижнем углу? Где у тебя нарисован квадрат? «Особого» ребенка можно спросить, что он нарисовал в середине. Наибольшую сложность для детей представляет собой ориентация на листе бумаги в клетку. Дети знакомятся с клеткой, обводят клетки, рисуют по клеткам, а затем пишут графический диктант: педагог диктует, а дети рисуют по клеткам два повторяющихся элемента орнамента, после чего детям предлагается продолжить рисовать самостоятельно, соблюдая закономерность. В другом варианте графического диктанта педагог диктует, в какую сторону и на сколько клеток нужно последовательно проводить линии, а в результате получается рисунок по клеткам, например, собачка или робот, что очень нравится детям. Мы играем также в «Капитанов»: дети по очереди становятся капитаном, который командует, в какую сторону и на сколько клеток нам двигаться. В конце кругосветного путешествия возвращаемся в исходную точку. Детям, у которых ориентация право – лево вызывает сложности, мы рекомендуем носить браслет на левой руке, или надеваем его на занятии. В старшей подготовительной группе мы включаем различные задания на конструирование силуэтов из геометрических фигур, работу с танграмом. В процессе этих заданий дети учатся анализировать расположение фигур на схеме, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец, сравнивать различные фигуры. Эти задания мы разбиваем обычно на различные уровни сложности. Например, всем детям показывается схема, обсуждается, из каких фигур сделаны отдельные детали силуэта. Затем схему убираем и просим детей воспроизвести ее по памяти. Перед более слабыми детьми кладутся уменьшенные схемы, или они воспроизводят силуэт по образцу, собранному более успешным соседом. «Особым» детям предлагается собрать такой силуэт путем наложения, или им даются отдельные задания – карточка с меньшим количеством деталей.
|